2-й Лаврский мост


2-й Лаврский мост — автодорожный деревянный арочный мост через реку Монастырку в Центральном районе Санкт-Петербурга, соединяет Безымянный и Монастырский острова. Первый в городе мост из клееной древесины и единственный из петербургских деревянных мостов, полностью выполненный из древесины[1]:57. Объект культурного наследия России регионального значения.

Расположен в створе Лаврского проезда. Выше по течению находится 1-й Лаврский мост, ниже — безымянный мост. Ближайшие станции метрополитена — «Площадь Александра Невского-1», «Площадь Александра Невского-2».

Переправа сменила несколько имен – 2-й Александровский, Экономический, Конюшенный. Свое современное название мост получил на рубеже XIX–XX веков, вслед за переименованием Монастырского моста в 1-й Лаврский[2]:29. Название дано по находящейся рядом Александро-Невской Лавре[3].

Сооружение моста относится к середине XVIII века. Мост был деревянный, балочно-подкосной системы и неоднократно ремонтировался в дереве. В 1817 году он был перестроен в однопролётный деревянный арочный мост с ездой поверху[2]:28. Пролётное строение состояло из пяти дощато-гвоздевых арок с надарочным строением из брусьев. Покрытие на проезжей части было дощатое, а ограждение — брусчатое. Устои массивные, каменные из кирпичной кладки, на свайном основании. Мост неоднократно ремонтировался, сохраняя прежнюю конструкцию. В период с 1950 по 1972 год мост был закрыт для движения автотранспорта и использовался как пешеходный[4]. Было принято решение о перестройке моста. В 1980 году он был разобран.

В 19801981 годах по проекту инженера института «Ленгипроинжпроект» Б. Э. Дворкина, архитектора В. М. Иванова и инженера Ленмосттреста З. Г. Васильевой на месте старого моста был построен новый деревянный арочный мост[5]. Впервые в Ленинграде была использована технология изготовления элементов моста из клееной древесины[1]:58[6]. Конструкции пролётного строения были изготовлены на заводе «Красный Октябрь» в Архангельске[5]. Строительство осуществляло ремонтно-строительное управление «Ленмосттреста». Технический надзор вели ТО треста и ЛИСИ. Кирпичные устои старого моста были сохранены, их лишь укрепили железобетоном[2]:7.

В 1992 году распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 30.01.1992 № 108-р «О взятии под охрану недвижимых памятников градостроительства и архитектуры Санкт-Петербурга и пригородов» 2-й Лаврский мост был признан объектом культурного наследия регионального значения.