29-й кинофестиваль «Сандэнс»


29-й кинофестиваль независимого кинематографа «Сандэнс» прошёл с 17 по 27 января 2013 года в Парк-Сити (штат Юта, США). Киносмотр открылся показом картины «Летний май» американского режиссёра Шерин Дабис, фильмом закрытия стала биографическая драма «Джобс: Империя соблазна» с Эштоном Кутчером в главной роли.

На кинофестивале в 2013 году традиционно были представлены четыре основные секции: художественные фильмы («Драматическое кино») и документальные, обе программы, в свою очередь, были разделены на национальную часть и мировую. Преобладали дебютные картины режиссёров, посвящённые социальным проблемам.

12146 фильмов было прислано для участия в смотре в 2013 году, что на 429 лент больше чем в 2012[1]. Для демонстрации на фестивале были отобраны только 119 из них, для 103 картин этот показ стал премьерным[2]. Из них 51 картина была создана начинающими кинематографистами и 27 — режиссёрами, принимавшими ранее участие в смотре[3]. Впервые в истории Сандэнса около половины фильмов было снято режиссёрами-женщинами. Среди режиссёров, чьи работы были представлены в программе драматических фильмов, оказалось восемь женщин и ровно столько же мужчин. Такая же ситуация сложилась и в конкурсе документального кино[4]. В рамках фестиваля были представлены фильмы 32 государств[2].

Биеннале был открыт 17 января 2013 года драмой Шерин Дабис «Летний май» — совместного проекта Иордании, Катара и США[5][6]. Картина была положительно принята зрителями, что вполне характерно для Сандэнса, на котором, по мнению журналистов, сохраняется дружественная атмосфера[7]. Несмотря на то, что в лентах конкурсных программ преобладали социальные проблемы, фестиваль обошёлся без курьёзов и скандалов[8]. В продемонстрированных на фестивале затрагивались проблемы взросления подростков и их взаимоотношения со сверстниками («Захватывающее время»)[9], отчуждения и одиночества человека в современных социальных условиях («Эммануэль и правда о рыбах»[10], «Примесь»), кризис среднего возраста («Полуденная нега»), проблемы сексуальных меньшинств («Во имя...») и прочие. В рамках внеконкурсной программы были продемонстрированы дебютная режиссёрская работа Джозефа Гордон-Левитта «Страсти Дон Жуана», получившее разгромные рецензии от фестивальных критиков произведение «Влюбиться до смерти», заключительная часть трилогии Ричарда Линклейтера «Перед полуночью», а также драма «Лавлэйс»[11]. Фильмом закрытия стала биографическая драма «Джобс: Империя соблазна», после чего был объявлены лауреаты премий смотра[12]. Победителя в программе драматических фильмов высоко оценила пресса, и после демонстрации этот фильм считался фаворитом фестиваля[13]. В целом вся программа биеннале была положительно принята аналитиками[14]. Журналист Hollywood.com Мэтт Пэтчс назвал конкурсную программу сильной и наиболее интересной в истории фестиваля после прошлогоднего показа, где победителем стала картина «Звери дикого Юга».