Boeing B-52 Stratofortress


Боинг Б-52 «Стратофортресс» (англ. Boeing B-52 Stratofortress «Стратосферная крепость») — американский межконтинентальный стратегический бомбардировщик компании Боинг, стоящий на вооружении ВВС США с 1955 года.

Самолёт пришёл на смену бомбардировщику B-36. На дозвуковой скорости на высотах до 15 километров он способен нести разные виды оружия, в том числе ядерное. Основная задача, для которой Б-52 разрабатывался — доставить две термоядерные бомбы большой мощности до любой точки СССР.

Одна из модификаций Б-52 — Б-52G — является абсолютным рекордсменом по дальности среди боевых самолётов. Это также один из немногих военных самолётов, находящихся на службе непрерывно более полувека. Несмотря на то, что Б-52 разрабатывался в конце 1940-х — начале 1950-х, он по-прежнему остаётся основным самолётом дальней бомбардировочной авиации американских ВВС (наряду с B-1b Lancer) и будет оставаться таковым, как минимум, до 2030 года[3]. На модернизацию самолётов планируется потратить 11,9 млрд долларов[4].

Самолёт имеет самую длинную карьеру из всех боевых машин стратегической авиации. Самолёт создавался по техзаданию военного ведомства от января 1946 года: радиус действия 8000 км с бомбовой нагрузкой 4500 кг при средней скорости полёта 480 км/ч и способный развивать скорость до 724 км/ч на рабочей высоте 10,7 км[5].

Вначале планировалось создание самолёта с ТВД, которые позволяли достичь требовавшейся дальности полёта и прямым крылом (модель 462 с шестью ТВД с одиночными винтами), затем, после изучения на протяжении 2 лет более 30 вариантов с различными компоновками крыла и двигателей, был сделан выбор в пользу стреловидного крыла (модель 464-35 с четырьмя ТВД). В силу рекомендаций немецких экспертов военного ведомства В. Фогта и Б. Гетерта и на основании результатов продувок и моделирований удачной схемы В-47 с умеренно стреловидным крылом большого удлинения и ТРД в гондолах под ним фирма решила использовать её и на новом бомбардировщике, несколько пожертвовав дальностью полёта для достижения более высокой скорости.

В октябре 1948 года фирма Боинг представила окончательный вариант предварительного проекта бомбардировщика (модель 464-49) с восемью ТРД JT3 (позднее получившими обозначение J57), имеющего при взлётной массе 150 т и боевой нагрузке 4,5 т радиус действия 4930 км и максимальную скорость 910 км/ч. Работы по программе были ускорены и объёмы её финансирования были повышены после начала летом 1950 года войны в Корее. К 1951 году в процессе проектирования взлётная масса самолёта была доведена до 177 т для увеличения дальности полёта.