Boeing 367-80


Boeing 367-80, также известный как Dash 80 (с англ. — «Тире 80») или -80[1] — один из первых прототипов реактивных самолётов, созданный корпорацией Boeing в 1954 году. Самолёт был создан всего за два года и полностью за счёт средств самого авиапроизводителя, потребовав при этом колоссального вложения финансов. Послужил прототипом для воздушного танкера KC-135 Stratotanker (и его транспортной версии C-135 Stratolifter) и пассажирского самолёта Boeing 707, построенных в общем количестве >1500; благодаря 707-му, компания Boeing сумела занять твёрдое положение на рынке гражданских самолётов.

В 1940-х годах Boeing Company занимала твёрдое положение среди производителей бомбардировщиков, в том числе на её счету уже были такие знаменитые самолёты Второй мировой войны, как B-17 Flying Fortress и B-29 Superfortress. В 1947 году свой первый полёт совершил B-47 Stratojet, который уже имел реактивные двигатели, установленные под стреловидным крылом, позволявшие достигать более высоких скоростей, что обеспечивало преимущество над устаревшими самолётами с поршневыми двигателями.

27 июля 1949 года в Великобритании происходит историческое событие — свой первый полёт совершает прототип de Havilland Comet — первого в мире реактивного авиалайнера, который позволял осуществлять пассажирские перевозки на более высоких скоростях и в более высоких слоях атмосферы. Летом 1950 года Comet была показана на авиасалоне Фарнборо, где среди зрителей присутствовал и Уильям Аллен  (англ.) — директор компании Boeing. Хотя новый самолёт на тот момент ещё не вышел на пассажирские маршруты, компания de Havilland уже получила пакет заказов на него. Тем заманчивей была идея других авиапроизводителей создать свою модель реактивного авиалайнера. Одной из них была и компания Boeing, которая решила использовать свой опыт постройки скоростных бомбардировщиков, хотя это было достаточно рискованно, так как на тот момент у неё не было надёжных покупателей среди гражданских операторов.

В те годы на американском рынке гражданских самолётов главенствовали Lockheed Corporation с её Constellation «Конни» и Douglas Aircraft с его DC-6 и созданным в 1950 году DC-7. Чтобы нарушить эту монополию, требовалось создать принципиально новый авиалайнер, который бы «ворвался» в эту гонку, при этом оставив далеко позади конкурентов.