Кинескопный видеопроектор


Кинескопный видеопроектор или CRT-проектор (от англ. Cathode Ray Tube, CRT — электронно-лучевая трубка) — разновидность видеопроектора, источником света в котором являются люминофор одного или нескольких кинескопов с повышенной яркостью свечения. До конца XX века видеопроекторы этого типа получили наиболее широкое распространение в небольших аудиториях, поскольку светоклапанные устройства типа «Эйдофор» были чрезвычайно громоздки, дороги и требовали квалифицированного обслуживания[1].

В чёрно-белых проекторах этого типа изображение небольшого размера создаётся на экране кинескопа с диагональю от 7 до 12 дюймов, а затем увеличивается на большом экране с помощью оптической системы. В цветных видеопроекторах используются три кинескопа с разным цветом свечения люминофора: красным, зелёным и синим. Каждый из кинескопов воcпроизводит одно из трёх частичных цветоделённых изображений, которые оптически совмещаются на экране с помощью объективов. В большинстве случаев каждый из кинескопов оснащается индивидуальной оптической системой, чаще всего катадиоптрического типа. Это объясняется более высокой световой эффективностью зеркально-линзовых систем, превосходящих по этому параметру линзовые в 3 раза[2].

Впервые принцип трёх кинескопов был использован в экспериментальной системе цветного телевидения, созданной компанией RCA в 1947 году[3]. Однако, массовое производство подобных устройств было налажено лишь в 1972 году фирмами Sony и Advent[4]. Принципиальным ограничением такой системы является предельная яркость и размер изображения, площадь которого обычно не превышает 12 квадратных метров[2]. Причина этого кроется в соотношении между яркостью свечения люминофора и сроком службы кинескопа. При слишком высокой яркости долговечность резко снижается, и кроме того возрастает опасность появления тормозного излучения из-за высокого анодного напряжения трубок, достигающего 50 киловольт. Наиболее высокой световой эффективности удалось добиться в видеопроекторах системы NovaBeam, реализованной в 1979 году американцем Генри Клоссом[5]. Зеркально-линзовую оптику начали встраивать непосредственно в каждый из кинескопов, повышая световую эффективность, и исключая большинство юстировок. Видеопроекторы этого типа давали качественное изображение на экранах с диагональю до 3 метров[6].

Ограничение яркости и размера экрана отсутствует в светоклапанных проекторах с мощной лампой в качестве источника света. Современные светоклапанные видеопроекторы с DLP или LCoS матрицами свободны от этих ограничений, а яркость и размер даваемого ими изображения зависят только от мощности осветительной системы. В настоящее время видеопроекторы с кинескопами повышенной яркости считаются устаревшими[7].