Cinéma du Look


Cinéma du look (с фр. — «кинематограф внешнего вида»; «кинематограф стиля») — французское кинематографическое движение 1980-х—1990-х годов. Известно также под названием необарокко. Фильмы этого направления характеризует пышный видеоряд, зрелищность, бурные страсти, динамика сюжета, что присуще эстетике барокко. Кинорежиссёры, работающие в этом направлении, предпочитали стиль содержанию и зрелищность повествованию. Отсутствовала политизированность, характерная для некоторых представителей «новой волны».

Возникновение термина связано со статьёй французского критика Рафаэля Бассана[фр.], опубликованной в мае 1989 года. Он первым связал возникновение данного направления с творчеством трёх режиссёров, которые дебютировали на большом экране в 1981—1984 годах: Жан-Жак Бенекс, Люк Бессон и Леос Каракс. Его начала также усматривают в различных предшествующих течениях и работах других режиссёров. Несмотря на то, что активная фаза существования необарокко была завершена довольно быстро, его влияние ощущается как в творчестве ведущих представителей, так и в фильмографии других режиссёров.

Появление термина связано со статьёй французского критика Рафаэля Бассана «Три французских художника необарокко» (фр. Trois néobaroques français), опубликованной в журнале La Revue du cinema[фр.] в мае 1989 года[1]. В это время направление утратило актуальность, так как практически сошло на нет. Бассан акцентировал внимание на трёх режиссёрах: Жан-Жаке Бенексе, Люке Бессоне и Леосе Караксе, охарактеризовав их кинематографическое видение как имеющее оригинальный «взгляд» (le look). После того, как статья появилась в печати, за движением закрепилось название Cinéma du look, что можно перевести как «кинематограф внешнего вида» или «кинематограф стиля»[2]. С учётом зрелищности, аудивизуальной пышности и красочности составляющей фильмов, их стали также относить к необарокко. По французским инициалам фамилий указанных режиссёров критики стали обозначать их аббревиатурой BBC (Beinex—Besson—Carax), зачастую такая отсылка подаётся шутливо, иронически[3]. Однако движение не исчерпывается только этими тремя именами[4]. Действие картин часто происходило среди представителей маргинальных групп, андеграундных и урбанистических субкультур, сопровождалось показом болезненных отношений между главными героями. Стилистика фильмов выстраивалась таким образом, что на первый план выходили не сюжет и глубина содержания, а яркая зрелищность, визуальный ряд образов и «бунтарский вопль разочарованной молодёжи»[5].