Corpus iuris civilis


«Corpus juris civilis» — современное название свода римского гражданского права, составленного в 529534 при византийском императоре Юстиниане Великом. Известен также под названиями «Свод Юстиниана» или «Кодификация Юстиниана».

Позже была добавлена четвёртая часть, «Новеллы» (168 новых законов, опубликованных после составления кодекса).

Для «Corpus juris civilis» характерно стремление соединить разнообразные ветви римского права и придать новое содержание отдельным старым правовым понятиям и институтам и таким образом сохранить их жизненность. В XII веке свод получил название «Corpus juris civilis». Впервые издан в XVI веке Дионисием Готофредом[fr].

Данная кодификация вплоть до XI в. являлась важнейшим источником действующего права Византии, а также была фундаментом, на котором окончательно сформировалась вся её правовая система[1]. Свод законов Юстиниана, в целом отражает большинство основных черт римского права, но при этом также олицетворяет специфические византийские черты[1]. Например, они отражены в Новеллах Юстиниана, так как данная часть Свода выполнена не на латыни, а на греческом языке[1]. Кроме того, в Своде наметилась явная тенденция на упрощение и «вульгаризацию» римского права под влиянием позднеэллинистического (греко-восточного) права[1].

Юристы византийской эпохи в отличие от своих классических предшественников, избегавших дефиниций, сокращений и использовавших казуистический стиль, зачастую стремились к упрощениям: проясняли термины, вырабатывали простые и понятные определения[1]. Примером является заключительная (50-я) книга Дигест в которой введены специальные титулы (16 и 17) дающие толкование слов и основных понятий[1].

На формирование византийской правовой системы существенное воздействие оказали правовые обычаи, распространенные в восточных провинциях[1]. Обычное право с характерным ему примитивистским форматом искажало логическую стройность и системность римского права[1]. Также Свод законов Юстиниана унаследовал от позднегреческого права такой институт, как эмфитевзис, а также новые формы усыновления и эмансипации подвластных лиц[1].