Douglas DC-3


Douglas DC-3 (Дуглас DC-3, другие обозначения — C-47, C-53, R4D, «Dakota»,ПС-84 и Ли-2 (в СССР), Showa L2D2 — L2D5 (в Японии)) — американский ближнемагистральный транспортный самолёт с двумя поршневыми двигателями. Разработан предприятием Douglas Aircraft Company. Первый полёт — 17 декабря 1935 г. Выпускался во множестве пассажирских и транспортных вариантов, в США и Японии — до 1945 г., в СССР — до 1952 г. Один из самых массовых самолётов в истории мировой авиации: серийный выпуск, с учётом всех модификаций и лицензионного производства вне США, составил 16 079 машин. Первый в мире самолёт (косвенно), совершивший посадку на полюс[1].

В 1934 году авиакомпания American Airlines предложила фирме "Douglas Aircraft" создать самолет на 14 спальных мест, способный без посадки, преодолевать маршрут Нью-Йорк - Чикаго. Первоначально конструкторы планировали оборудовать спальными местами салон DC-2, но узкий салон не позволял провести такую доработку. Было принято решение создать целиком новый самолет, максимально используя наработки по DC-2[2]. Этот проект получил название DST (Douglas Sleeper Transport).

Был спроектирован новый фюзеляж с увеличенной длиной и шириной, он стал более круглого сечения. Салон был разделен на семь отсеков, в каждом из которых располагалось по два кресла. Ночью кресла расскладывались, образуя два спальных места - одно над другим. У верхних мест имелись узкие иллюминаторы[2].

Кроме разработки ночного варианта, авиакомпания заказала и дневной вариант самолета с салоном на 28 посадочных мест. Эта версия и получила название DC-3.

DC-3 был разработан на основе предыдущей машины Douglas DC-2.Окончательный вариант нового самолета сложился к маю 1935 года. К этому времени от конструкции DC-2 осталось менее 10%[2].

Первый полёт самолёт совершил 17 декабря 1935 года, он продолжался полтора часа. Испытания прошли успешно, а незначительные замечания были устранены. 21 мая 1936 года самолет получил сертификат летной годности и был допущен к перевозкам людей и грузов[2]. Руководил постройкой опытного образца Артур Рэймонд. У самолёта была увеличена дальность полёта, и он получил возможность пересечь континентальную территорию США всего с тремя посадками для дозаправки. Продолжительность рейса на восток составляла около 15 часов, на запад (с учётом преобладающего встречного ветра) — порядка 17 часов. До 1940-х, чтобы пересечь США требовалось лететь целый день — самолёт делал очень много посадок, и не было прямого рейса. В основном же большинство рядовых граждан ехали на поезде (тогда поездка занимала несколько суток). Таким образом, с появлением DC-3 трансконтинентальные авиаперелёты в США стали пользоваться большей популярностью. В самом начале авиаперевозчики США заказали 400 самолётов.