DualShock


DualShock (зарегистрирован как DUALSHOCK, а иногда называется Dual Shock) — серия игровых контроллеров-геймпадов, выпускаемых японской компанией Sony Interactive Entertainment для её серии игровых приставок PlayStation. Контроллеры DualShock представляют собой удерживаемые двумя руками пульты с кнопками и симметрично расположенными аналоговыми стиками под большие пальцы рук и функцией вибрации как средства обратной связи. Первый геймпад DualShock впервые был представлен в Японии в конце 1997 года, в США — в мае 1998 года; его продажи повсюду были весьма успешными. Впервые представленный в качестве вторичной периферии для PlayStation, со временем он вытеснил как оригинальный цифровой контроллер, так и аналоговый Sony Dual Analog Controller и в дальнейшем уже поставлялся в комплекте с приставкой.

Семейство контроллеров компании Sony начало развитие в 1994 году с выходом игровой приставки PlayStation. Первоначально в комплекте шёл контроллер без названия, не имевший аналоговых стиков. Они появились во втором поколении — у модели Dual Analog, предшественницы DualShock. В 1998 году вышел DualShock, пришедший на замену Dual Analog, и получивший новые стики и вибрацию. В марте 2000, вместе с запуском PlayStation 2, был представлен DualShock 2, который стал распространяться в комплекте с приставкой. На релизе вместе с PlayStation 3 поставлялся беспроводной контроллер Sixaxis, преемник контроллера DualShock 2, однако позже в комплекте с PlayStation 3 начал поставляться анонсированный на Tokyo Game Show (2007) контроллер DualShock 3. В 2013 с выходом PlayStation 4 миру был представлен DualShock 4, координатно отличавшийся от своих предшественников. В 2016 году была выпущена вторая ревизия DualShock 4, имевшая маленькие конструкционные и косметические доработки. Летом 2020 года Sony на своей онлайн-презентации представила контроллер DualSense для Playstation 5, преемника Dualshock 4, отражающего новое видение контроллеров от Sony.

DualShock получил своё название благодаря двум вибромоторам, встроенным в него. Они управлялись программным обеспечением приставки и обеспечивали лучшее взаимодействие с игрой.

В моментах, определяемых разработчиками каждой игры, вибромоторы запускались с различной мощностью и длительностью, позволяя «почувствовать» происходящие на экране события. Так, в гоночных играх удар машины о бортик трассы сопровождался кратковременным «сотрясанием» контроллера, создавая иллюзию того, что в руках у игрока — штурвал гоночного болида. В 3D-шутерах стрельба из оружия сопровождалась «подрагиванием» контроллера, который также создавал дезориентацию игрока при ранении управляемого героя. А, например, в играх серии Crash Bandicoot вибрация применялась при столкновениях с противниками, особо твердыми предметами, при прыжках и атакующих движениях.