Etrich Taube


«Таубе» — самолёт австрийского авиаконструктора Иго Этриха[de], ставший первым в мире самолетом, построенным в значительных количествах.

Игнац Этрих (или Иго как его звали знакомые; под этим именем он вошёл в историю) (нем. Ignaz «Igo» Etrich, 1879—1967) начал конструировать свой самолёт после ознакомления с трудом гамбургского ботаника Фридриха Альборна «Об устойчивости аэропланов». В своей брошюре, опубликованной в 1897 году, Альборн доказывал, что полет семян тропической лианы (лат. Zanonia macrocarpa, яванский огурец) может служить примером планирования для летательных аппаратов.

С помощью отца — владельца фабрики — он сумел построить лабораторию для разработки планеров. В 1900 году Этрих начинает проектирование планера, в 1903 году к нему присоединяется инженер Франц Вельс (нем. Franz Xaver Wels). Планер был построен в октябре 1906 года. В том же году Франц Вельс пролетел на нём около 250 м (другие источники указывают, что планер Этриха пролетел 900 метров) близ Траутенау, в Моравии. Планер разгонялся при взлёте, скатываясь с деревянной рампы, на которую были уложены рельсы.

Затем последовала постройка ещё нескольких планеров, на которых испытатели экспериментировали с горизонтальным оперением и колёсным шасси.

Этрих переезжает в Вену, где создаёт свою вторую лабораторию близ парка Пратер (нем. Wiener Prater). В 1909 году Этрих и Вельс установили на свой планер двигатель и соорудили хвостовое оперение, создав в конечном итоге самолёт Etrich I «Sperling» (Sperling с нем. — «воробей»), или Praterspatz (букв. «воробей парка Пратер»). Он имел двигатель мощностью 24 л. с. и в том же году был продемонстрирован публике. Однако его летные характеристики оказались неудовлетворительными.

В 1909 году в Винер-Нойштадте был создан первый аэродром Австро-Венгрии. Этрих арендовал там два ангара и продолжил разрабатывать самолёт, однако Франц Вельс разошёлся с Этрихом во взглядах на перспективы развития авиации, и Этрих продолжил разработку своего самолёта уже в одиночку. Он сумел доработать самолёт, и 10 апреля 1910 года в воздух поднялся новый моноплан, Etrich II «Taube» (Taube с нем. — «голубь»), пилотируемый пилотом Карлом Илльнером.