Vought F-8 Crusader


Воут F-8 «Крусейдер»[1] (Крестоносец; англ. Vought F-8 Crusader) — американский истребитель палубного базирования, это серийный самолёт с изменяемым в полёте углом установки крыла[2]. В составе ВМС Франции эксплуатировался до 1999 года.

В сентябре 1952 года ВМС США выдвинули технические требования к новому сверхзвуковому палубному истребителю. Этот самолёт должен был развивать максимальную скорость M=1,2 на высоте 9150 м, скороподъёмность 127 м/с и посадочную скорость не более 160 км/ч. Вооружение должно было состоять из 20-мм пушек. Исходя из этих требований, конструкторская группа фирмы Воут во главе с Джоном Расселом Кларком разработала проект V-383. Наиболее необычной чертой этого самолёта было крыло с изменяемым углом установки, которое позволяло улучшить взлётно-посадочные характеристики (поворот крыла позволяет выполнять посадку и взлёт при почти горизонтальном положении фюзеляжа, вследствие чего значительно уменьшается потребная высота шасси). Также был представлен проект разведывательной версии V-382. Основными конкурентами этой машины выступали Грумман F-11 «Тайгер», Макдоннел F-3 «Демон» и Норт Америкэн F-100 «Супер Фьюри» (палубная версия «Супер Сейбра»).

В мае 1953 года фирма «Чанс-Воут» заняла первое место в конкурсе на эскизный проект, проведённом ВМС США, и в июне фирма получила заказ на три прототипа XF8U-1.

Новая машина выполнила первый полёт 25 марта 1955 года (пилот — Джон Конрад), превысив при этом скорость звука. Испытания проходили быстро и без проблем. Первый серийный самолёт поднялся в воздух 30 сентября 1955 года. В 1957 году F-8 начал поступать на вооружение ВМС. Серийное производство продолжалось до 1965 года, всего был построен 1261 самолёт.

Крыло стреловидное, при этом данный уникальный в истории авиации самолёт имел изменяемый в полёте угол установки крыла, в двух положениях: крейсерском и взлётно-посадочном. В режиме полёта с крейсерской и максимальной скоростями крыло занимает нормальное положение. Для полёта с малыми индикаторными скоростями оно поворачивается на положительный угол около 7 град.[3] Дополнительно носки крыла при этом опускаются.

С целью улучшения обзора фонарь кабины спереди срезан под большим углом, а носовая часть фюзеляжа заострена и опущена, что очень важно для посадки на авианосец.