General Dynamics F-111


F-111 Aardvarkамериканский двухместный тактический бомбардировщик дальнего радиуса действия (в модификации FB-111 — стратегический бомбардировщик), самолёт тактической поддержки, первый серийный самолёт, на котором впервые были внедрены крыло изменяемой стреловидности, турбореактивные двухконтурные двигатели с форсажными камерами, РЛС следования рельефу местности[4].

27 июля 1996 года на церемонии, посвящённой выводу F-111 из боевого состава ВВС США, было узаконено неофициальное наименование F-111 — Aardvark (Трубкозуб). Самолёты, состоявшие на вооружении Королевских ВВС Австралии, имели неофициальное прозвище Pig (Свинья).

Работы по разработке F-111 начались в 1962 году, когда корпорация General Dynamics в содружестве с ещё одной авиационной компанией Grumman Aircraft были выбраны в качестве разработчиков тактического истребителя с изменяемой стреловидностью крыла. Первоначальный контракт предусматривал производство 23 самолётов, включая 18 F-111A, предназначенных для ВВС США, и пяти F-111B для ВМС США (в процессе работы над проектом ВМС отменили свой заказ). Первый прототип был снабжён двумя двигателями Pratt & Whitney TF30-P-1 и совершил свой первый полёт 21 декабря 1964 года, а уже во время второго полёта 6 января 1965 года крыло было убрано и выпущено на полном диапазоне углов от 16 до 72,5 градуса.

Всего было построено 160 машин модификации F-111A (стратегический бомбардировщик)[7]. Ранние выпуски этой модификации оснащались двигателями TF30-P-1, хотя большая часть — уже двигателями TF30-P-3 с тягой 53 кН (82 кН на форсаже) с регулируемыми воздухозаборниками системы «Triple Plow I», которые обеспечивали максимальную скорость до 2,3 М (2300 км/ч) на высоте. Максимальная взлётная масса 42 000 кг при весе пустого 20 500 кг.

Модификация F-111B создавалась в ответ на требования флота для защиты АУГ от советских авиационных ПКР (fleet air defense-FAD), что предполагало оснащение тяжёлыми ракетами. К разработке привлекалась фирма Grumman, имеющая «специализацию» в области палубных самолётов. Однако разработка затянулась (в том числе в силу вновь возникших у заказчика требований по обеспечению возможностей ближнего боя, так называемой «собачьей свалки» — dogfighting), и в итоге наработки по крылу изменяемой стреловидности, размещению ракет AIM-54 Phoenix и предназначенного для них радара AWG-9 были использованы на Grumman F-14 Tomcat, который превосходил F-111 по манёвренности. Всего построено 7 машин.

F-111C создана в 1973 для австралийских ВВС с применением наработок по F-111B (в частности, более длинных крыльев). Произведено 24 машины, ещё 4 самолёта F-111A, послуживших в ВВС США, были приобретены позднее и конвертированы в F-111C. В 1979—1980 годах четыре самолёта были конвертированы в разведывательный вариант RF-111C. Последние самолёты были выведены из состава ВВС Австралии в 2010 году, непрерывно модернизируясь на протяжении всего срока службы.