Fab Five Freddy


Фред Брэтуэйт (англ. Fred Brathwaite) (род. 31 августа 1959, Бедфорд — Стайвесант, Бруклин, Нью-Йорк, США), более известный как Fab 5 Freddy — американский граффити-художник, актёр, сценарист, кинорежиссёр, рэпер, телеведущий и хип-хоп-пионер[1].

Он появился в нью-йоркской андеграундной творческой сцене в конце 1970-х годов как популярный граффити-художник команды The Fabulous 5 и постоянный гость на шоу Гленна О’Брайэна TV Party. Там он познакомился с Крисом Стейном и Дебби Харри. В 1981 году он был увековечен Дебби Харри из группы Blondie в песне «Rapture»: «Fab 5 Freddy сказал мне, что все классные» (англ. Fab 5 Freddy told me everybody’s fly).

В 1988 году Fab 5 Freddy стал первым ведущим новаторского и первого международного телевизионного музыкального хип-хоп-видеошоу Yo! MTV Raps. Благодаря популярности этого шоу Фредди стали приглашать в качестве ведущего церемоний награждении и музыкальных телепередач.

За свою кинокарьеру Фредди снялся в эпизодах десяти художественных и сорока документальных фильмов, а также в эпизодах четырёх телесериалов. Фэб Файв Фредди наиболее известен как создатель и композитор фильма Wild Style (с англ. — «Дикий стиль»), вышедшего на экраны в 1983 году.

В начале 90-х Фредди снял несколько видеоклипов для таких рэперов как Kool G Rap & DJ Polo, Shabba Ranks, Snoop Doggy Dogg, Nas, а также видео «Heal Yourself» для супергруппы H.E.A.L. В 2019 году Фэб Файв Фредди выпустил документальный фильм Grass is Greener, в котором он впервые выступил в качестве режиссёра фильма.

Окончив среднюю школу в конце 70-х годов, Фредди стал членом Бруклинской граффити команды The Fabulous 5, известной разрисовыванием вагонов Нью-Йоркского метрополитена. Вместе с другим членом The Fabulous 5, Ли Киньонесом (англ. Lee Quiñones), под его руководством они начали переходить от уличных граффити к переходу в мир искусства, и в 1979 году они оба выставили свои работы в престижной галерее Рима в Италии, Galleria LaMedusa. В 1980 году он разрисовал поезд метро изображениями гигантских банок Campbell Soup в мультяшном стиле[2], после Энди Уорхола. Он был мостом между нью-йоркскими граффити и ранней рэп-сценой и сценами искусства и панк-музыки в центре города. «Я принёс всю музыку, хип-хоп, искусство, брейк-данс и городскую культуру к столу в центре города», - сказал он[3].