Fordson


Fordson (в русской традиции [Фордзо́н]) — торговая марка сельскохозяйственных тракторов, выпускавшихся предприятиями Генри Форда в США (1917—1928 годы), Корке (Ирландия, 1919—1923 годы и 1928—1933 годы) и Дагенеме (Эссекс, Великобритания, 1933—1964 годы). После 1964 года марка «Фордзон» была снята, и тракторы производились под маркой Форд.

Фордзон был создан под руководством американских инженеров венгерского происхождения Юджина Фаркаса и Йожефа Галамба, занятых и в разработке модели Т[3]. Советская копия Fordson, производившаяся в 1924—1932 годах на заводе «Красный Путиловец» в Ленинграде и с 1930 года в Сталинграде, известна как Фордзон-Путиловец. Ленинградские «Фордзоны» продавались в Союзе ССР наряду с импортными, поначалу отличаясь от них более высокой ценой[4]. В августе 1925 года[5] для уравнивания ценовой конкурентоспособности обеих версий трактора cоветское правительство установило их цены на одном уровне — чуть более 2 100 рублей, взяв на себя покрытие убытков отечественного производителя, которому каждый «Фордзон-Путиловец» обходился почти в 4000 рублей[6].

В 1927 году до 75 % всех заявок на тракторы по причине дешевизны составляли заявки на Фордзон. В США цена трактора без плуга составляла в переводе на советские деньги 865 рублей[7].

Генри Форд сам вырос в крестьянской семье в конце XIX века и хорошо знал, что крестьянский труд невозможен без большой затраты человеческой и животной мускульной силы. Вместе с интересом к автомобилям в нём росло и желание «переложить тяжесть крестьянского труда с плоти и крови на сталь и моторы»[8][9]. В начале XX века он собирал экспериментальные тракторы из автомобильных деталей. В 1907 году, четыре года спустя после основания Ford Motor Company, Форд построил экспериментальный трактор под названием «самодвижущийся плуг»[8]. К 1908 году в сельском хозяйстве США использовалось лишь около 600 тракторов с двигателем внутреннего сгорания[10].

Тяжёлые паровые тракторы уже достаточно давно использовались для пахоты в больших зерновых хозяйствах прерий, но для мелких ферм остальной страны они были слишком велики и дороги. В начале 1910-х годов в Северной Америке и Европе существовал спрос на небольшие дешёвые тракторы, в которые кустарным способом переделывали Форд Т. Мысль о тракторе на основе автомобиля, с использованием автозапчастей и автомобильных технологий производства уже несколько перезрела. В августе 1915 года Форд показал на сельскохозяйственной выставке во Фримонте (Небраска) модель B[10] — трактор с 16-сильным двухцилиндровым горизонтально-оппозитным двигателем, спиралезубой трансмиссией и тремя колёсами: два передних были ведущими, а заднее — управляющим. Модель B в серию не пошла и осталась прототипом, но стала достаточно известна, чтобы мир узнал: Форд занимается тракторами[8].