Forges et chantiers de la Méditerranée


Форж э шантье́ де ла Медитерране́ (фр. Forges et chantiers de la Méditerranée — «Кузницы и верфи Средиземноморья», аббревиатура FCM, а также Société nouvelle des forges et chantiers de la Méditerranée — «Новое общество кузниц и верфей Средиземноморья») — бывшая французская судостроительная компания в Ла-Сен-сюр-Мер, неподалёку от Тулона.

В 1835 году английский инженер Филипп Тейлор[англ.] основал в Монпенти (Menpenti, ныне — район 10-го округа Марселя) завод по производству паровых машин и в том числе судовых двигателей. В 1845 году он купил верфь «Chantiers de la Seyne» в Ла-Сен-сюр-Мер. С 1845 по 1848 год численность рабочих выросла с 200 до 1300 человек. Развитию бизнеса способствует, в частности, развитие речного транспорта и пароходного сообщения, рост средиземноморской торговли, индустриализация северной Италии, а также захват и колонизация Алжира. Тейлор пережил экономический кризис 1848 года и в 1853 году основал «Compagnie des forges et chantiers de la Méditerranée», интегрированную судостроительную компанию. Компания объединила три общества: «Forges de la Capelette» в La Capelette (район 10-го округа Марселя) — производителя листового проката и труб, завод в Монпенти, выпускающий паровые котлы и двигатели, и «Chantiers de La Seyne» — кораблестроительную верфь.

В 1855 году Филипп Тейлор продал компанию консорциуму во главе которого был Луи Анри Арман Беик[фр.], один из руководителей судоходной компании Cie. des services messageries Imperiales. В следующем году компания была преобразована в публичное акционерное общество (société anonyme) с уставным капиталом в 4 миллиона франков и стала называться «Société nouvelle des forges et chantiers de la Méditerranée» («Новое общество кузниц и верфей Средиземноморья»). Беик течение 35 лет оставался у руля компании.

В течение нескольких лет были построены цеха по производству броневых плит, листового проката и котельные мастерские. Компания начала строить военные корабли для России, Италии, Бразилии и других стран.

В 1871—1872 годах компания приобрела ряд предприятий в Гавре, включая судостроительный завод в Гравиль-Сант-Онорин (Graville-Sainte-Honorine, c 1919 года часть Гавра) и завод «Cie Anonyme des Chantiers de l’Océan» братьев Мазелин (Mazeline) в Гавре, выпускавший двигатели и винты.[4]

Вся группа активно участвует в программе перевооружения артиллерии французской армии, начиная с франко-прусской войны и вплоть до Первой мировой. Начиная с 1917 года, компания даже строит танки.