General Motors


General Motors ([ˈɛnərəl ˈməʊtəz], сокращённо GM; рус. «Дже́нерал мо́торс»[4]) — крупнейшая американская автомобильная корпорация, до 2008 года на протяжении 77 лет была крупнейшим производителем автомобилей в мире. По результатам 2014 года концерн занимал третье место в мире (после Toyota и Volkswagen) по количеству проданных автомобилей (9,92 миллиона штук)[5]. Производство налажено в 29 странах, продажа — в 192 странах. Штаб-квартира компании расположена в Детройте. На определённых этапах своего существования входила в двадцатку крупнейших компаний-подрядчиков ВПК США. Около пятой части доходов от продаж продукции и предоставляемых услуг составляет федеральный клиентский сектор обслуживания военных заказов (без учёта иностранных заказчиков американского вооружения и военной техники)[6].

В числе крупнейших компаний США по размеру выручки в 2022 году (список Fortune 500) General Motors заняла 25-е место, а среди крупнейших компаний мира (список Fortune Global 500) — 64-е место[7]. В списке крупнейших публичных компаний мира Forbes Global 2000 за 2022 год General Motors заняла 69-е место[8].

General Motors Corporation образовалась в результате объединения нескольких производителей автомобилей. Старейшая из образовавших корпорацию компаний была основана Р. Э. Олдсом в 1892 году в Детройте под названием Olds Motor Vehicle Company. На рубеже веков также в Детройте Генри Лиланд, до этого работавший на заводе Олдса, основал Cadillac Automobile Company, а Дэвид Бьюик — Buick Motor Company. Для избежания конкуренции, в 1903 году по инициативе директора Buick Уильяма Дюранта была создана корпорация General Motors, в которую вошли Olds Motor Vehicle Company и Buick, в 1909 году к ним присоединились компании Cadillac и Oakland (переименованная в Pontiac). В последующие годы General Motors поглотила ряд небольших производителей автомобилей, в 1918 году в состав корпорации вошла компания Chevrolet, а в 1920 году — канадская McLaughlin Motor Company, позже ставшая дочерней компанией General Motors of Canada Limited. Также в 1920 году была присоединена Dayton Engineering Laboratories, компания изобретателя стартера Чарльза Кеттеринга (англ. Charles F. Kettering), а сам Кеттеринг стал научным директором GM. В 1917—1919 годах до 90 % продукции GM было военного назначения[9].

В 1923 году президентом GM стал Альфред Слоун (занимал этот пост до 1956 года), под его руководством началась зарубежная экспансия корпорации: в 1925 году была куплена британская компания Vauxhall Motors, а в 1931 году — немецкая Adam Opel; также была значительно увеличена доля на американском рынке — с 12 % в 1921 году до 44 % в 1941 году. С 1940 по 1945 год GM произвела военной продукции на 12,3 млрд долларов, в том числе 1300 самолётов и четверть всех авиационных двигателей в США. На войну в Корее также было направлено до 19 % производственных мощностей GM[9].