Грейт Вестерн


Грейт Вестерн[1] (англ. SS Great Western) — первый корабль Great Western Steamship Company, построенный в 1838 году, и первый пароход, специально построенный для трансатлантических рейсов. Судно конструкции Изамбарда Кингдома Брюнеля стало образцом для всех будущих трансатлантических деревянных колёсных пароходов. «Great Western» работал на нью-йоркском направлении в течение восьми лет, до тех пор, пока его владельцы не вышли из бизнеса. Он был продан Royal Mail Steam Packet Company[англ.] и был отправлен на слом в 1856 году после службы в качестве военного корабля во время Крымской войны.

Начало XIX века было временем больших технологических достижений. Промышленная революция дала миру универсальную паровую машину и человечество стремилось как можно быстрее воспользоваться этой новой технологией. Железные дороги протянулись через многие страны и путешествия на большие расстояния стали неожиданно лёгкими.

Одной из крупнейших железнодорожных компаний Великобритании была Great Western Railway Co. В 1837 году было принято решение расширить железнодорожное сообщение до Бристоля. Один из директоров компании сетовал, что дорога из Лондона в Бристоль будет слишком длинной. Главный инженер компании Изамбард Кингдом Брюнель возразил, что, по его мнению, она будет слишком короткой. И предложил продолжить линию через Северную Атлантику до Нью-Йорка с помощью новых больших пассажирских пароходов. В 1836 году Изамбард Брюнель, его друг Томас Гаппи и группа инвесторов из Бристоля организуют Great Western Steamship Company.

Конструкция нового корабля вызвала споры. Критики утверждали, что он был слишком большим. Брюнель исходил из соображений, согласно которым грузоподъёмность корабля пропорциональна кубу его размера, в то время, как сопротивление воды увеличивается как квадрат размера. Это означает, что большие корабли будут более экономичными, что очень важно для океанского плавания.

Корабль строился на верфи Уильяма Паттерсона (Patterson & Mercer) в Бристоле. Как первый специально построенный трансатлантический пароход, он был больше всех ранее созданных. Корабль имел деревянный корпус, построенный из дуба традиционными методами, а в качестве движителя использовались гребные колёса, так как преимущество гребных винтов ещё не считалось очевидным. Кроме того он имел четыре мачты. Паруса играли не только роль дополнительной силовой установки, но и должны были держать судно на ровном киле в бурном море, чтобы гребные колёса постоянно оставались в воде.

19 июля 1837 года новый корабль был спущен на воду и наречён «Great Western». После этого он был отбуксирован в Лондон, где были установлены нижнебалансирные машины фирмы Maudslay, Sons & Field. Данный тип паровых машин характерен для ранних колёсных пароходов.