Hughes H-4 Hercules


Хьюз H-4 Геркуле́с (англ. Hughes H-4 Hercules) — транспортная летающая лодка, сделанная из композита дерева, разработанная американской фирмой Hughes Aircraft под руководством Говарда Хьюза. Этот 136-тонный самолёт, первоначально обозначенный НК-1 и получивший неофициальное прозвище Spruce Goose (дословно «Еловый гусь», но несмотря на своё прозвище, самолёт построен практически полностью из берёзы, точнее из выклеенной по шаблону берёзовой фанеры), был самой большой когда-либо построенной летающей лодкой, а размах его крыла в 98 метров оставался рекордным до 31 мая 2017 года (почти 70 лет), когда был предъявлен журналистам двухфюзеляжный транспортный самолёт Stratolaunch с размахом крыльев 117 метров[1]. Летающая лодка была предназначена для транспортировки 750 солдат при полном снаряжении.

В начале Второй мировой войны правительство США выделило Хьюзу 13 миллионов долларов на изготовление прототипа летающего судна, но к окончанию военных действий летательный аппарат готов не был, что объяснялось нехваткой алюминия, а также упрямством Хьюза, стремившегося создать безупречную машину. Самолёт Hercules, пилотируемый самим Говардом Хьюзом, совершил свой первый и единственный полёт только 2 ноября 1947 года, когда поднялся в воздух с аэродрома острова Терминал на высоту 21 метр и покрыл приблизительно два километра по прямой над гаванью Лос-Анджелеса.

Хьюз поддерживал самолёт в рабочем состоянии до своей смерти в 1976 году, тратя на это до 1 миллиона долларов США в год[2]. Из-за этого прозвище самолёта «Еловый гусь» в английском языке стало синонимом идиомы «белый слон», то есть имущества, содержать которое владельцу не по карману, а избавиться от него невозможно[3] . После смерти Хьюза самолёт был отправлен в музей Лонг-Бич, Калифорния. В настоящее время является экспонатом Авиационного музея в Макминнвилле (Орегон), куда был перевезён в 1993 году. Самолёт ежегодно посещают около 300 000 туристов.