Ikarus


Ikarus (Ика́рус) — венгерская автобусостроительная компания, специализировавшаяся на производстве городских, междугородных и специальных автобусов. Основана в 1895 году как кузнечно-каретная мастерская в г. Будапеште. В 1980-е годы коллектив завода вышел на годовой объём выпуска до 12 тысяч машин в год[1], что поставило завод «Икарус» в число крупнейших в Европе производителей автобусов[2].

Название «Икарус» стало автобусной торговой маркой после того, как фирма братьев Ури, выпускавшая автомобили и автобусы, была объединена с производителем самолётов и автомобильных запчастей «Ikarus Gép és Fémgyár Rt» («Акционерное общество Икарус по производству машин и металлов»). В названии последней «Икарус» происходит от имени мифического персонажа Икара. Аналогично происхождение названия сербской автобусной фирмы «Икарбус».

Основана в 1895 году Имре Ури в г. Пеште (Венгрия) как каретная мастерская. В 1920-х годах начали производство автобусных кузовов. В 1933 году дело перешло к сыновьям, фирма получила название ТОО «Братья Ури». В 1939 году собрали 1000-й автобус. Во время Второй мировой войны выпускали самолёты, ремонтировали автомобильную технику для вермахта (с 1945 года — для Советской армии).

В 1947 году фирму национализировали и передали центру тяжёлой промышленности. В 1948 году объединили с национализированным акционерным обществом «Икарус» (основано в 1916 году). В 1949 году на базе двух фирм создали завод «Икарус». В октябре 1951 года на заводе выпустили 1000-й автобус[1].

В 1962 году к «Икарусу» присоединили общий механический завод в г. Секешфехерваре с целью организации крупносерийного производства автобусов как для Венгрии, так и для поставок в страны СЭВ и другим зарубежным странам. С вводом в строй новых мощностей, рассчитанных на выпуск более 10 тысяч автобусов в год (фактически достигнуто 12 тысяч), на заводе вышли на качественно новый уровень. К тому времени работники завода уже выпускали Ikarus 55 «Ikarus Lux» — междугородный автобус, поставлявшийся во многие социалистические страны. Выпускавшийся до 1972 года «Ikarus Lux» был основой венгерского экспорта автобусов на протяжении почти 20 лет[1].

На новом заводе было организовано производство моделей 200-й серии. В рамках торговых соглашений автобусы поставляли в страны СЭВ, Алжир, Мозамбик, Танзанию и другие страны Африки, специальные модели производили для ФРГ и скандинавских стран. Позднее совместное производство автобусов «Икарус» было организовано в США, Канаде, Индонезии, КНДР, на Кубе.