JD.com


JD.com Incorporation (кит. 京东商城, Jīngdōng Shāngchéng, «Цзиндун») — китайская публичная компания, занимающаяся электронной коммерцией (главным образом онлайн-торговлей), а также логистикой, розничной торговлей и маркетингом. Является одним из крупнейших торговцев в китайском сегменте B2C, B2B и O2O (вторая по величине китайская площадка электронной коммерции и услуг после холдинга Alibaba Group). Штаб-квартира расположена в Пекине. Основателем и совладельцем JD.com является один из богатейших миллиардеров Китая Лю Цяндун[2][3][4].

JD.com входит в число пятидесяти крупнейших компаний мира и 15-ти крупнейших компаний Китая по величине выручки[5]. По итогам 2021 года оборот компании составил 147,5 млрд долларов, рыночная стоимость — 98 млрд долларов, а активы — 78,16 млрд долларов. По состоянию на 2022 год JD.com имела более 580 млн активных клиентских аккаунтов, более 1,4 тыс. складских комплексов общей площадью свыше 25 млн м² и 56 «умных» логистических парков общей площадью свыше 13 млн м². Около 90 % всех заказов платформы доставляются клиентам в тот же день или на следующий день.

Компания JD Multimedia была основана Лю Цяндуном (Ричардом Лю) в июне 1998 года в пекинском районе Чжунгуаньцунь. Изначально она торговала аудио- и видеодисками, затем расширила ассортимент, продавая бытовую электронику, мобильные телефоны, персональные компьютеры и прочие товары. Когда в 2003 году в Китае вспыхнула эпидемия SARS, Лю решил продавать товары через Интернет. В январе 2004 года Лю закрыл свой магазин и запустил интернет-магазин jdlaser.com[6][7].

В январе 2006 года открылось подразделение компании в Шанхае, а в январе 2007 года — в Гуанчжоу. В июне 2007 года начал работу сайт 360buy.com, а компания была переименована в Jingdong Mall. Тогда же Ричард Лю начал создавать собственную логистическую сеть, обслуживающую клиентов интернет-магазина. В октябре 2008 года JD Mall начала предлагать широкий ассортимент товаров, преобразовав бизнес от продажи электроники до полноценной платформы электронной коммерции. В октябре 2010 года был запущен собственный маркетплейс для сторонних брендов. Международная торговля была начата компанией в октябре 2012 года, с запуском англоязычного веб-сайта en.360buy.com[7].