J (язык программирования)


J — функциональный векторный язык программирования, диалект APL, не требующий в отличие от прототипа специальной раскладки клавиатуры для ввода математических символов (использует только символы ASCII).

Разработан в начале 1990-х создателем APL Кеннетом Айверсоном и Роджером Хуэем (англ. Roger Hui) с применением идей из языков комбинаторного программирования FP[англ.] и FL[англ.] Джона Бэкуса. Основные его черты — это ориентированность на MIMD-инструкции, функциональный подход (переменные исключены вообще, вместо них действует механизм переименований и комбинаторы).

Сочетает несколько идей и парадигм, при этом является чисто функциональным языком — единственными способами передачи значения является получение его как результата вызова функции и передача его функции в качестве параметра. Существенно ориентирован на обработку данных.

Единственный из разработанных полноценный интерпретатор J был в период 1994—2010 годов несвободным, 6 марта 2011 года исходные коды 7-й версии были открыты под лицензией GPL3[2].

Для описания элементов программирования, J использует терминологию грамматики естественных языков, например, термин «глагол» используется в смысле, соответствующем «функции» или «оператору» в Си.

У каждого слова в предложении языка J есть часть речи, аналог типа в языке C. Это глагол, имя существительное, глагол-связка, наречие, союз или знак препинания. Главные части речи это существительное, глагол, наречие и союз. Все имена, которые будет создавать программист и все имена, определённые в языке J (за исключением глаголов-связок (=. и =:) и знаков препинания), будут относиться к одной из главных частей речи. Сущность (англ. entity) это объект, тип которого — одна из главных частей речи. Другими словами, сущность это наречие, существительное глагол или союз. Сущности может быть дано имя, но большинство из них имени не имеют и возникают посреди выполнения выражения и исчезают сразу после, в точности как промежуточные результаты вычисления выражения на языке С.