Kotok-McCarthy


Коток-МакКарти, также известная как «Программа игры в шахматы для компьютера IBM 7090» — первая компьютерная программа, убедительно игравшая в шахматы.

Между 1959 и 1962 годами одноклассники Элвин Берлекамп, Алан Коток[англ.], Майкл Либерман, Чарльз Ниссен и Роберт А. Вагнер написали программу, будучи студентами Джона Маккарти в Массачусетском технологическом институте.

Основывалась на программе Алекса Бернштейна 1957 года, созданной в IBM, а также на программах для IBM 704 от Джона Маккарти и Пола Абрахамса (англ. Paul W. Abrahams), они добавили альфа-бета-отсечение к минимакс по предложению Джона Маккарти, чтобы улучшить генератор правдоподобных ходов.[1] Они писали на Фортране и ассемблере для IBM 700/7000, при этом один ход на IBM 7090 занимал от пяти до двадцати минут. К 1962 году, когда они закончили обучение, программа завершила фрагменты четырёх игр на любительском уровне. Алан Коток, примерно в возрасте 20 лет, опубликовал свою работу в MIT Artificial Intelligence Memo 41 и свою бакалаврскую диссертацию.[2]

В 1965 году Джон Маккарти, к тому времени работавший в Стэнфордском университете, посетил Советский Союз. Группа, использующая компьютер М-2 в лаборатории Александра Кронрода в Московском институте теоретической и экспериментальной физики (ИТЭФ), вызвала его на матч.[3] Александр Кронрод считал Коток-МакКарти лучшей программой в Соединённых Штатах того времени.[4]

Георгий Адельсон-Вельский, Владимир Арлазаров, Александр Битман, Анатолий Усков и Александр Животовский выиграли заочный матч, сыгранный по телеграфу в течение девяти месяцев в 1966-1967 годов. Программа Коток-МакКарти проиграла матч со счётом 3:1, но первые две игры были сыграны со слабой версией.[5] Группу ИТЭФ консультировали шахматный мастер Александр Битман и трёхкратный чемпион мира Михаил Ботвинник.[6] По данным Музея истории компьютеров, Джон Маккарти «использовал улучшенную версию» в 1967 году, но какие именно улучшения были внесены, неизвестно.[7]

В 1967 программа Mac Hack[англ.] VI Ричарда Гринблатта[англ.] и Дональда Истлейка III (англ. Donald E. Eastlake III) обыграла человека в турнирной игре в Массачусетсе, проходящем под эгидой Федерации шахмат США[англ.].[8] Александр Кронрод лишился должности директора ИТЭФ и профессора из-за жалоб на то, что математические ресурсы ИТЭФ используются для игр, по другой версии уволен за подписание письма девяносто девяти. Впоследствии Михаил Донской, Владимир Арлазаров и Анатолий Усков разработали программу «Каиссу» в ИНЭУМ, и в 1974 году она стала чемпионом мира по компьютерным шахматам.[9]