LADA Samara


Lada Samara («Самара», ранее — «Спутник») — семейство советских и российских легковых автомобилей малого класса, выпускавшихся Волжским автозаводом с 1984 по 2013 год, а также в Украине Запорожским автомобильным заводом с 2004 по 2014 год. Представляет собой второе поколение автомобилей ВАЗ. Стали первыми автомобилями Волжского автозавода, не связанными технической преемственностью с Fiat 124. На стыке XX и XXI века входили в число самых популярных автомобилей на российском рынке. В последний раз представители семейства Lada Samara возглавляли топ продаж новых легковых автомобилей на российском рынке в 2005 и 2006 годах[1].

Первоначально на внутреннем рынке это семейство носило название «Спутник», а название Lada Samara использовалось только для экспортных автомобилей. Причём, в обиходе было заметно такое разграничение: к новому поколению почти не применяли фамильное название «Жигули», а модельный ряд «классики» (с 2101 по 2107) почти не называли «Лада». Впоследствии название «Лада Самара» распространилось среди соотечественников, а затем стало для семейства официальным. В народе автомобили семейства известны под собирательным прозвищем «зубило» за специфический дизайн передней части.

В 1991—1993 годах был проведён фейслифтинг семейства, в ходе которого оно получило аналогичные освоенному незадолго до этого седану ВАЗ-21099 (1990) новое оформление передка (т. н. «длинное крыло»), и часть выпуска получила т. н. «высокую панель приборов» — центральную консоль.

В 1997—2003 годах был произведён рестайлинг всех моделей семейства, начиная с седана и заканчивая трёхдверным хетчбэком. Автомобили получили обновлённую переднюю часть с узкими блок-фарами изменённой формы, новые бамперы, окрашенные в цвет кузова, широкие молдинги на боковинах, спойлер на задней двери, а также новый интерьер.

«Спутник» не был первым серийным отечественным переднеприводным автомобилем — это место принадлежит модели ЛуАЗ-969В (19671969). Однако многое в его конструкции в своё время было принципиально новым для советской автомобильной индустрии: поперечное расположение силового агрегата, подвеска типа «макферсон», система встроенных датчиков самодиагностики, диагональная схема разделения контуров тормозной системы, отрицательное плечо обката в передней подвеске, наконец — использование современных на тот момент материалов и технологий, в частности, широкое применение пластмасс и цинковое покрытие отдельных элементов кузова. Заложенные в автомобилях этого семейства технические решения стали основой для всех моделей ВАЗ данного класса вплоть до освоения платформы Lada Vesta.

Изначально автомобили оснащались рядными четырёхцилиндровыми восьмиклапанными карбюраторными бензиновыми двигателями рабочим объёмом 1300, позднее — 1100 и 1500 см³. С 1994 года на часть выпуска стали устанавливаться четырёхцилиндровые бензиновые двигатели с распределённым впрыском топлива, а после 2005 года впрысковыми двигателями оснащались все автомобили семейства.