Lockheed C-5 Galaxy


Локхид C-5 «Галакси»[1] (англ. Lockheed C-5 Galaxy) — американский тяжёлый военно-транспортный самолёт. Третий после Ан-225 и Ан-124 по грузоподъёмности грузовой самолёт в мире, и второй после Ан-124 по грузоподъёмности серийный грузовой самолёт. До создания в 1982 году Ан-124 был крупнейшим серийным грузовым самолётом в мире. Способен перевозить либо шесть вертолётов AH-64 "Апач", или четыре БМП M2 Брэдли, или шесть БТР M1126/M1135 Страйкер, или один современный танк M1 Abrams либо два модели 1980 года, или до 345 солдат и офицеров[2].

Первый C-5A Galaxy (серийный номер 66-8303) был выпущен заводом-изготовителем в Мариетте, штат Джорджия, 2 марта 1968 года. 30 июня 1968 года летные испытания C-5A начались с первого полета, выполненного Лео Салливаном, с позывным "восемь-три-о-три тяжелый". Летные испытания показали, что самолет продемонстрировал более высокое число Маха расхождения лобового сопротивления, чем предсказывалось данными аэродинамической трубы. Максимальный коэффициент подъемной силы, измеренный в полете при отклонении закрылков на 40°, был выше, чем прогнозировалось (2,60 против 2,38), но был ниже, чем прогнозировалось при отклонении закрылков на 25° (2,31 против 2,38) и при убранных закрылках (1,45 против 1,52).[3]

В июле 1969 года во время испытания на изгиб фюзеляжа крыло отказало при 128% предельной нагрузки, что ниже требования, чтобы оно выдерживало 150% предельной нагрузки. В крыло были внесены изменения, но во время испытания в июле 1970 года оно вышло из строя при 125% предельной нагрузки. Была включена пассивная система снижения нагрузки, включающая элероны с вертикальным расположением, максимально допустимая полезная нагрузка была снижена с 220 000 до 190 000 фунтов (от 100 000 до 86 000 кг). В то время с вероятностью 90% было предсказано, что не более 10% парка из 79 планеров достигнут усталостного ресурса в 19 000 часов без растрескивания крыла.[3]

По завершении испытаний в декабре 1969 года первый C-5A был передан в учебное подразделение на базе ВВС Алтус, штат Оклахома. Локхид доставил первую оперативную "Galaxy" в 437-е авиакрыло на военно-воздушную базу Чарльстон, Южная Каролина, в июне 1970 года. Из-за более высоких, чем ожидалось, затрат на разработку в 1970 году прозвучали публичные призывы к правительству разделить значительные убытки, которые испытывал Lockheed.[4] Производство было почти остановлено в 1971 году, когда Lockheed столкнулась с финансовыми трудностями, отчасти из-за разработки C-5 Galaxy, а также гражданского реактивного лайнера Lockheed L-1011 TriStar.[5] Правительство США предоставило Lockheed кредиты для поддержания деятельности компании.[6]