Lockheed Constellation


Локхид «Констеллейшн»[1] (англ. Lockheed Constellation, от англ. constellation — «созвездие») — американский поршневой дальнемагистральный авиалайнер. Разработан и производился предприятием Lockheed в 1943—1958 годах во многих модификациях (гражданские и военные варианты). Выпущено 856 машин.

С 1937 года компания «Локхид» работала над проектом пассажирского самолёта L-044 Excalibur  (англ.) — четырёхмоторной машины с герметичной кабиной. Самолёт создавался на базе модели L10 Electra. Проектом заинтересовалась авиакомпания Trans World Airlines (TWA), крупным держателем активов которой был авиаконструктор и бизнесмен Говард Хьюз. Говард Хьюз обещал финансовую поддержку и крупный заказ, но поставил жёсткие условия: пассажировместимость — 44 кресла или 20 спальных мест; максимальная дальность — 5630 км; крейсерская скорость — 450 км/ч; потолок — 6095 м. Самолёт должен был иметь герметичную кабину и без промежуточной посадки преодолевать расстояние от Нью Йорка до Лос-Анджелеса. Также было поставлено условие, что по высоте самолёт должен был вписываться в стандартный ангар TWA. 10 июля 1939 года, в обстановке строгой секретности, был подписан контракт между TWA и «Локхид» на производство нового самолёта[2].

В том же году Lockheed начал проектные работы по новому самолёту, получившему наименование «L-049 Constellation  (англ.)». К разработке были подключены лучшие специалисты фирмы. Главными конструкторами были назначены аэродинамик Келли Джонсон и конструктор Холл Хиббард. Был придуман фюзеляж сложной формы, напоминающий дельфина. Для отработки оптимальной геометрии планера были проведены более 300 продувок в аэродинамической трубе. В конструкции самолёта были применены множество технологических новинок[2].

Для обеспечения заданных характеристик пришлось применить воздушные винты диаметром 4,63 м. Это привело к высокому шасси и пришлось разнести двигатели на крыле. Требования по высоте авиалайнера привели к трёхкилевому хвостовому оперению. В ноябре 1938 года было окончательно согласовано техническое задание и началось строительство прототипа. Первоначально Хьюз сделал заказ на 9 самолётов, а затем увеличил его до 40[2].

Первоначально Говард Хьюз поставил условия, что Lockheed Constellation не будет поставляться ни одной из авиакомпаний, работающей на трансконтинентальных линиях США. Исключение было сделано для Pan American, которые работали на международных линиях, и не составляли конкуренцию TWA. Pan American разместила заказ на 40 самолётов[2].

После вступления США во Вторую Мировую войну военное ведомство решило забрать заказанные авиакомпаниями самолёты. В сентябре 1942 года был подписан контракт, согласно которому гражданский Lockheed Constellation превращался в военно-транспортный самолёт C-69. ВВС США заказали 180 экземпляров, затем количество увеличили до 313[2].