Lockheed L-188 Electra


Локхид L-188 «Электра»[1] (англ. Lockheed L-188 Electra) — американский турбовинтовой самолёт. Среднемагистральный авиалайнер, один из немногих серийных турбовинтовых самолётов США. Первый полёт совершён 6 декабря 1957 года.

Самолёт представляет собой низкоплан традиционной конфигурации, который в стандартной компоновке вмещает 60-80 человек. Имеются также грузовые модификации. Всего было произведено 170 гражданских самолётов этого типа, из которых около 30 летают по сей день.

Lockheed занимал сильные позиции в производстве авиалайнеров со своим поршневым самолётом Lockheed Constellation. Компания Capital Airlines сделала заказ на разработку турбовинтового авиалайнера, но из-за отсутствия интереса американских авиакомпаний на данный заказ сделку отменили, и Capital Airlines передала заказ компании Vickers на 60 четырёхмоторных турбовинтовых самолётов Vickers Viscount. В 1954 году компания Lockheed предложила двухмоторный вариант CL 303, чтобы соответствовать требованиям American Airlines. Это был высокоплан на 60 — 70 пассажиров, но его прототип тоже не заинтересовал другие авиакомпании.

Впоследствии American Airlines пересмотрела свои требования и запросила четырёхмоторный вариант на 75 пассажиров для дистанции полёта до 3220 километров. Тогда Lockheed предложил новый дизайн CL 310 в виде низкоплана с двигателями Rolls-Royce Darts или Napier Elands. Теперь CL 310 соответствовал требованию American Airlines, но Eastern Airlines хотели самолёт с большей дальностью полёта и на 85 — 90 мест. Lockheed изменил и увеличил CL 310, чтобы использовать двигатель Allison 501-D13 (гражданская версия T56), который первоначально был разработан для Lockheed C-130 Hercules — транспортного самолёта вооружённых сил США.

В итоге 8 июня 1955 года новый вариант был запущен в производство как «модель 188» с заказом на 35 самолётов для American Airlines. Также 27 сентября 1955 года Eastern Airlines заказала 40 самолётов. Строительство первого самолёта заняло 26 месяцев, и к тому времени у Lockheed были заказы уже на 129 самолётов. 6 декабря 1957 года опытный образец «модели 188A» совершил свой первый полёт. Этот самолёт был сертифицирован 22 августа 1958 года Федеральным управлением авиации (FAA). Первая поставка для Eastern Airlines состоялась 8 октября 1958 года, хотя самолёты не поступали в эксплуатацию до января 1959-го.

В 1957 году флот Соединённых Штатов объявил конкурс на разработку современного морского патрульного самолёта. Lockheed предложил модификацию модели Electra, которая была позже запущена в производство как P-3 Orion, который имел намного больший успех. P-3 Orion используется вооружёнными силами США уже более 60 лет.