Märklin


«ООО Гебрюдер Мэрклин и Ко» (нем. Gebr. Märklin & Cie. GmbH) — немецкая фирма — производитель игрушек, расположенная в швабском городе Гёппинген. В настоящее время Märklin известна, прежде всего, своими железнодорожными моделями, и при годовом обороте в 110 млн евро (2009) является лидером среди европейских производителей на рынке моделей железных дорог, обогнав таких конкурентов, как Hornby (с годовым оборотом в 69 млн евро), Roco (с годовым оборотом в 35 млн евро) и Fleischmann, годовой оборот которой в 2007 году составил 21 млн евро. 4 февраля 2009 года предприятие объявило о банкротстве подразделений в Германии (в Гёппингене и Нюрнберге).

Компания была основана Теодором Фридрихом Вильгельмом Мэрклином в 1859 году и сначала занималась производством кукольных домиков. Теодор Фридрих Вильгельм Мэрклин с 1840 года жил в Гёппингене и работал жестянщиком. В 1859 году он женился на Каролине Xeттих, которая была сотрудницей компании и объездила всю Южную Германию и Швейцарию, представляя её интересы. Вероятно, она была первой женщиной-коммивояжёром того времени. В 1866 году Теодор Фридрих Вильгельм Мэрклин умер, но его жена смогла сохранить компанию для сыновей. Ойген и Карл Мэрклин взяли на себя руководство компанией с 1888 года как Gebr. Märklin. Ассортимент продукции охватывал к тому времени кукольные домики, различные тележки, модели кораблей, карусели, волчки и напольные локомотивы.

Благодаря умелой корпоративной политике, как например, покупке в 1891 году производителя оловянных игрушек Ludwig Lutz в Эльвангене, компания расширилась. В том же году братья Мэрклины впервые представили на Лейпцигской ярмарке модель железной дороги с часовым механизмом и рельсами, уложенными в форме восьмёрки. Этим два предпринимателя положили начало мировому успеху игрушечной железной дороги Märklin. Благодаря Märklin в то время была стандартизирована ширина колей, основные типоразмеры которых используются во всём мире и сейчас. До тех пор среди моделей железных дорог существовали различия в размере, что не позволяло соединять друг с другом отдельные детали различных железных дорог, даже если они были выпущены тем же производителем. Только Märklin использовала тогда типоразмер 1 (масштаб 1:32).

В 1909 году ассортимент охватывал 90 различных моделей паровых машин, принадлежности для кукольных домиков, карусели, автомобили, самолёты, корабли, волчки и металлические конструкторы. С 1926 года было начато производство электрической железной дороги, работающей от источника переменного тока в 20 В (первоначально выпускалась с лампой накаливания в качестве «добавочного резистора»), которая не имела ограничения времени хода часового механизма или времени горения спирта, благодаря чему можно было играть непрерывно. В 1929 году к чёрным, цвета латуни деталям металлических конструкторов были добавлены цветные детали.