M2 (артиллерийский тягач)


M2 (англ. Half-Track Car M2) — полугусеничный бронированный артиллерийский тягач США периода Второй мировой войны. Спроектирован в 1940—1941 годах инженерами сектора оборонной продукции компании Firestone Tire & Rubber Company. Под их же контролем на заводах компании были выпущены первые предсерийные образцы бронетягача, тогда ещё не имевшего стандартизированного индекса M2[2]. Серийное производство M2 продолжалось с 1941 по 1944 год. Всего было выпущено 13 058 бронетягачей этого типа, включая его улучшенный вариант M2А1.

M2 наряду с бронетранспортёром М3 (Half-Track Personnel Carrier М3), с которым его иногда путают из-за очень похожей конструкции и внешнего вида, был основным бронированным полугусеничником войск США во Второй мировой войне и активно использовался ими на всех театрах военных действий в качестве артиллерийского тягача. После окончания Второй мировой войны значительное количество этих машин ещё долго состояло на вооружении армий многих стран мира. Они активно использовались в локальных войнах: воевали в Корее, Алжире и Индокитае. Израиль применял эти машины в арабо-израильских войнах 1948, 1956, 1967, 1973 и 1982 годов.[3] В модернизированном виде они состоят на вооружении израильской военной полиции и в XXI веке.

Прототип машины был спроектирован и изготовлен в 1940 году фирмой «White motor company» и назван Т14. В октябре 1940-го принят на вооружение. Гусеничный движитель для нового бронетягача был разработан специально. Базой для создания машины послужили узлы и агрегаты гражданских грузовых автомобилей — двигатель в сборе со сцеплением и коробкой передач, мосты, рулевое управление, агрегаты и приборы электрооборудования.[4]

M2 имел классическую капотную автомобильную компоновку, с переднимм размещением моторно-трансмиссионного отделения, центральным — отделения управления и кормовым — кузова для 8 человек расчета и двух ящиков для артиллерийских выстрелов с открывающимися наружу бронированными крышками. Штатный экипаж составлял 2 человека.[6]