MG 131


MG. 131  (нем. «Maschinengewehr», дословно «автоматическое оружие», ) — крупнокалиберный немецкий авиационный пулемёт времён Второй мировой войны. Разработан фирмой Rheinmetall AG, серийное производство началось в начале 1938 года[2].

В 1933 г. фирма Rheinmetall приступила к разработке крупнокалиберных авиационных пулемётов. Работы велись в режиме строжайшей секретности. Целью было создание у иностранных разведок впечатления, будто авиация Германии имеют на вооружении только пулемёты винтовочного калибра 7,92-мм.

Для нового типа вооружения параллельно разрабатывается новый патрон 13×64b[3]. Данный патрон стал, пожалуй, самым слабым среди всех крупнокалиберных боеприпасов этого типа в мире. Это было обусловлено малой высотой гильзы, что привело к малой массе порохового заряда. Однако, и сам боеприпас весил не так много.

Спустя пять лет концерн Рейнметалл представил весьма компактный крупнокалиберный авиационный пулемёт MG. 131 (в соответствии с принятой в Германии системой обозначений того периода — оружие 13-мм калибра, 1-я модель), разработанный в турельной, синхронной (стреляющей сквозь вращающийся воздушный винт) и крыльевой модификациях.[3] Конструкция и принцип действия пулемёта были аналогичны конструкции пулемётов MG. 15 и MG. 17.

Пулемёт MG. 131 был самым компактным и лёгким пулемётом в своем классе. По своим массо-габаритным характеристикам он был сравнимым с аналогичным оружием винтовочного калибра, что позволяло довольно легко заменять им MG. 17 практически на всех модификациях Messerschmitt Bf. 109.

Ранние версии MG. 131a и MG. 131b имели классический ударно-спусковой механизм. Они снаряжались патронами с капсульным воспламенением и стальной гильзой, покрытой лаком. Эти пулемёты использовались, в основном, в одиночных турельных и шкворневых установках с ручным управлением на бомбардировщиках и транспортных самолётах. Более поздние версии MG. 131 оснащались системой электрозапального воспламенения и в них применялись патроны с электрозапальной втулкой вместо капсуля. Гильза таких патронов изготавливалась из латуни или стали с омеднением. Пулемёты с такой системой воспламенения применялись в синхронных и крыльевых модификациях пулемёта, а также в механизированных оборонительных турелях по типу Me. 410[4].