MG 151


MG. 151 (нем. «Maschinengewehr», дословно «автоматическое оружие») — немецкий 15-мм и 20-мм пулемёты времён Второй мировой войны, разработанные компанией Маузер к 1936 году.

В 1938 году на его базе была разработана 20-мм пушка MG. 151/20, которая широко использовалась на всех типах самолётов люфтваффе и составляла основу вооружения самолётов-истребителей Германии периода Второй мировой войны.

Авиационный 15-мм пулемёт разрабатывался фирмой Mauser-Werke AG в 1934—1936 годах. Параллельно с конструированием оружия разрабатывался и новый 15-мм патрон в различном снаряжении: с осколочно-зажигательно-трассирующими (ОЗТ): Brgr. L'spur m. Zerl (дневной трассёр, с самоликвидатором) и Brgr. Gl'spur m. Zerl (ночной трассёр, с самоликвидатором); калиберным бронебойно-трассирующим (БТ) Pzgr и подкалиберным бронебойным с твёрдосплавным (карбид вольфрама) сердечником H-Pzgr снарядами (точнее, пулями, имеющими характерный для артиллерийских снарядов ведущий поясок).

Крупнокалиберный пулемёт MG. 151 был запущен в серийное производство в 1940 году. Благодаря применению удачных конструкторских решений он обладал уникальными для своего времени характеристиками, что, наряду с хорошо отработанными 15-мм патронами со снарядами Pzgr и H-Pzgr, обеспечивало его уверенное превосходство над другими авиационными системами калибров 12,7-мм — 20-мм по параметрам начальной скорости снаряда и бронебойному действию. Именно высокие баллистические характеристики пулемёта MG. 151 (начальная скорость снаряда H-Pzgr составляла 1030 м/с, и настильность траектории) обусловили его применение на штурмовике Henschel Hs. 129 для ведения огня по наземным целям в дополнение к 30-мм пушке MK. 103.

Пулемёт MG. 151 был принят на вооружение люфтваффе в начале 1941 года и устанавливался на истребителе Bf. 109F-2. Однако в этом калибре MG. 151 нашёл применение лишь в начальный период войны, главным образом, по причине недостаточной эффективности при ведении огня по авиационным конструкциям (планеру, плоскостям, хвостовому оперению и топливным бакам). Тем не менее, в 1941—1942 годах самолёт Bf. 109F с пулемётом MG. 151 представлял серьёзную угрозу для советских самолётов, поскольку на реальных дистанциях воздушного боя (100-200 м) цельнокорпусной снаряд Pzgr уверенно пробивал бронеспинки сидений советских истребителей (8,5 мм) и элементы продольного и поперечного (12 мм) бронирования бронекабины штурмовика Ил-2.

В 1941 году фирма Mauser-Werke A.G. на базе 15-мм пулемёта MG. 151 разработала новую 20-мм пушку MG. 151/20. Последняя нашла широкое применение в качестве основного вооружения истребителей Bf. 109 и Fw. 190 различных модификаций, а также истребителей-бомбардировщиков, ночных истребителей и штурмовиков.