MK 103


Maschinenkanone 103 (MK. 103) — немецкая 30-мм автоматическая авиационная пушка времён Второй мировой войны.

Одна из самых мощных и эффективных немецких автоматических пушек. Автоматика основана на смешанном принципе: отпирание канала ствола и взведение затвора осуществлялось за счёт энергии пороховых газов, отводимых через боковой канал в стволе, а работа механизма подачи — за счёт энергии откатывающегося ствола.

Запирание канала ствола производилось продольно скользящим затвором с боевыми упорами, разводящимися в стороны. Питание автомата снарядами ленточное. Лента двигалась слева направо. Накатники затвора и ствола пружинные. Тормоз отката сухого трения.

Стальная гильза длиной 182 мм с электрозапальной втулкой и пояском. Для подкалиберных снарядов применялась латунная гильза. Метательный заряд для осколочного снаряда массой 440 г.- 107 г., для фугасного снаряда массой 320 г. — 110 г., для бронебойного снаряда массой 530 г. — 97 г., для подкалиберного снаряда — 115 г. Вес патронов от 778 г. до 935 г.

В конце 30-х годов фирма Rheinmetall-Borsig сконструировала 30-мм автоматическую авиационную пушку MK. 101. Фугасные снаряды наносили фатальный ущерб всевозможным летательным конструкциям, бронебойные и подкалиберные снаряды могли уничтожать лёгкую бронетехнику и ДОТ, были отмечены хорошие баллистические свойства, орудие обладало большими размерами и большой массой относительно других авиационных пушек. Так же обладало низкой скорострельностью и большой отдачей. Все эти свойства привели к заключению, что пушка не могла использоваться одномоторными истребителями. Орудие было выпущено очень ограниченной партией. Тем не менее испытания показали, что пушка способна успешно бороться с бронетехникой, в результате чего она подверглась усовершенствованию. Так в начале 1942 года появилась её модификация под названием MK. 103. Главный акцент был сделан на снижение массы до 145 кг, а размеры уменьшились до 2335 мм, также увеличилась скорострельность, которая составляла 380 выстрелов в минуту. По сравнению с устаревшим аналогом, пушка была существенно переработана и, по сути, являлась самостоятельной конструкцией, так как поменялась автоматика пушки. Раньше она базировалась на основе короткого отката ствола, а теперь был использован смешанный тип, где отпирание канала ствола и взведение затвора осуществлялось за счет энергии пороховых газов, отводимых через боковой канал в стволе, а работа механизма подачи — за счет энергии откатывающегося ствола. Немецкие конструкторы применили много новых инноваций того времени, в частности воспламенение капсюля. На ранних этапах развития оружия спусковой механизм пушки был электрическим, однако такая конструкция не отличалась безопасностью и была заменена на электропневматический механизм. Одним из главных новшеств была конструкция продольно-скользящего затвора с боевыми упорами, разводящимися в стороны.