OEM


OEM (англ. original equipment manufacturer — «оригинальный производитель оборудования») — компания, производящая детали и оборудование, которые могут быть проданы другой компанией под своей торговой маркой.

В электронной промышленности, ориентированной на потребительский сектор, под OEM часто понимают предприятия, выполняющие по конструкторской документации стороннего заказчика только сборку изделий[1], но не выполняющие собственных проектно-конструкторских работ. При этом OEM сопровождают уточняющим словом «контракт», тем самым указывая на форму экономических отношений двух субъектов предпринимательской деятельности (ср. с ODM)[2].

На розничном рынке компьютерных комплектующих и программного обеспечения постсоветского пространства акроним «OEM» в силу ряда причин приобрёл особое маркетинговое и бытовое значение и закрепился у потребителей и продавцов, став традиционным: в данном значении «OEM» — это версия продукта, поставляемая производителем в минимально необходимой комплектации и поступающая в таком виде в розничную торговлю. При этом продукт не ориентирован на конечного потребителя, и непосредственный производитель не обеспечивает его поддержку — гарантийные обязательства и их объём по своему усмотрению берут на себя розничные продавцы. В случае программного обеспечения версии OEM и retail могут существенно отличаться условиями лицензионных соглашений.

OEM-товары — товары, поставляемые в виде, предназначенном для промышленных производителей (собственно OEM), но продаваемые в розничной сети — обычно поставляются без сопровождающих материалов и дополнительных компонентов, в упаковке без оформления, гарантирующей только их безопасную транспортировку. За счёт меньших габаритов, минимальной комплектации и сниженных затрат производителя на маркетинговые решения OEM-товары на 10-40 % дешевле, чем обычные retail-товары. В некоторых странах розничная продажа OEM-товаров запрещена.

В автомобилестроении OEM означает, как правило, производителей структурно сложных автокомпонентов (узлов, агрегатов). Эти автокомпоненты поставляются на сборочные предприятия, выпускающие автомобили (например, Toyota, Nissan, Hyundai). Из готовых узлов и компонентов сборочное предприятие сваривает, окрашивает, собирает и реализовывает готовый автомобиль. При этом основным разработчиком всех деталей и узлов является, как правило, ОЕМ (OEM-производитель или OEM-поставщик). Он сам контролирует качество, сроки и количество узлов и деталей, поставляемых, в свою очередь, его собственными поставщиками.