Rebel Rebel


«Rebel Rebel» — песня Дэвида Боуи, выпущенная в феврале 1974 года в качестве сингла и на альбоме Diamond Dogs. Она фактически стала прощанием Боуи с глэм-движением, которое сделало его знаменитостью[6][7]. Упоминается как наиболее часто перепеваемая песня Боуи[8].

Первоначально написанная для мюзикла Ziggy Stardust в конце 1973 года[9], песня «Rebel Rebel» стала последним синглом Боуи в глэм-роковом стиле, который был его визитной карточкой. Также она была его первым хитом после 1969 года, записанным без ведущего гитариста Мика Ронсона; Боуи сам играл на гитаре на этом и почти на всех других треках с Diamond Dogs.

Песня известна своим текстом, затрагивающим тему трансвестизма («Твоя мама не знает что и думать, / Она не уверена: парень ты или девушка», англ. «You got your mother in a whirl / She’s not sure if you’re a boy or a girl»), а также характерным риффом, который рок-журналист Крис Нидс назвал «классикой, оседающей в памяти, подобно „Satisfaction“ группы Rolling Stones»[10]. Сам Боуи позже сказал: «Это невероятный рифф! Просто невероятный! Когда я наткнулся на него, я чуть не воскликнул: „Спасибо!“»[11].

Давняя приятельница Боуи, трансгендерная рок-артистка Джейн Каунти, утверждает, что «Rebel Rebel» была частично основана на её песне «Queenage Baby»[12], записанной на Mainman Records в январе 1974 года, но не выпущенной в то время. Позже песня появилась на независимом релизе 2006 года «Wayne County — At the Trucks!», и некоторые критики, услышав композицию, подтвердили заявление Каунти[13][14].

Сингл вскоре стал глэм-гимном, женским эквивалентом более раннего хита «All the Young Dudes», написанного Боуи для Mott the Hoople[15]. Он достиг 5-го места в Великобритании и 64-го — в США[16][17]. Американский релиз первоначально включал совершенно другую запись. Она короче (2:58) и быстрее, компактна и в духе кэмпа, а также дополнена фазированным вокалом[~ 1]; Джефф Маккормак сыграл на конгах, а Боуи — на всех остальных инструментах[11]. Её поспешно изъяли и заменили британской версией сингла, но та же самая аранжировка использовалась в североамериканском турне 1974 года и появилась на концертном альбоме David Live.