Rolls-Royce Peregrine


Роллс-Ройс Перигрин (англ. Rolls-Royce Peregrine) – V-образный 12-цилиндровый авиационный двигатель жидкостного охлаждения с рабочим объёмом 21 л (1300 кубических дюймов), разработанный британской фирмой «Роллс-Ройс» в конце 1930-х гг. Он явился, в сущности, окончательным результатом развития мотора Kestrel, широко использовавшегося на военных самолётах предвоенного периода.

Во время войны, в связи с высокой приоритетностью развития и производства двигателей Merlin, производство Peregrine было прекращено после выпуска 300 экземпляров.

В 30-е годы прошлого века использование нагнетателей для увеличения «эффективного объёма» авиационных двигателей стало повсеместным. Наддув был необходим, в первую очередь, для полёта на большой высоте, но он также позволял увеличить мощность двигателя, поэтому не было причин отказываться от его постоянного использования [1].

В двигателе Kestrel с самого начала использовался наддув, но в течение 30-х гг. он достиг предельной для своих размеров мощности. Однако ещё оставались возможности для увеличения мощи моторов, позволяющие достичь даже больших значений форсирования при всего лишь незначительной прибавке в весе. Этим достигалось значительное увеличение удельной мощности, и уже было понятно, что получившаяся в итоге конструкция двигателя станет своего рода стандартом для истребителей надвигающейся войны.

Следуя принятой на фирме системе наименований поршневых авиамоторов именами хищных птиц, новый двигатель был назван в честь быстрейшей и самой распространённой из них – сапсана.

Конструктивной особенностью Peregrine был выпуск вариантов с правосторонним и левосторонним вращением, что позволяло улучшить управляемость многомоторных самолётов за счёт использования винтов противоположного вращения. Это было обычной чертой немецких конструкций, но в английских встречались редко. Изменение направления вращения достигалось изменением расположения внутренних частей, что чрезмерно усложняло конструкцию, и от этого впоследствии отказались; на «Мерлине» эта задача была решена при помощи дополнительной шестерни в редукторе[2].