SHAvite-3


SHAvite-3 — криптографическая хеш-функция, разработанная израильскими криптографами Эли Бихамом (англ. Eli Biham) и Ором Дункельманом (англ. Orr Dunkelman). Одна из четырнадцати участников второго раунда конкурса SHA-3, организованного NIST. SHAvite-3 основана на сочетании компонентов AES c фреймворком HAIFA. Данная хеш-функция использует такие криптографические примитивы, как сеть Фейстеля и конструкцию Девиса-Мейера. Семейство хеш-функций SHAvite-3 включает в себя два алгоритма — SHAvite-3256 и SHAvite-3512[1].

Название функции SHAvite-3 произносится как «шавайт шалош» (ивр. шавайт три‎). Авторы назвали её так по следующим причинам[2]:

Алгоритм SHAvite-3 был специально разработан для участия в конкурсе SHA-3. В числе требований, предъявляемых к хеш-функции, была возможность получения дайджестов длиной 224, 256, 384 и 512 бит для замены семейства криптографических алгоритмов SHA-2[3]. Авторы SHAvite-3 разработали две функции: SHAvite-3256 для генерации дайджеста длиной 224, 256 бит и SHAvite-3512 для генерации дайджеста длиной 384 и 512 бит. По результатам первого раунда конкурса была обнаружена уязвимость лежащего в основе алгоритма блочного шифра, которая, однако, не привела к компрометации хеш-функции[4][5].

Авторами была предложена модификация к первоначально заявленной на конкурс версии, чтобы повысить защищенность алгоритма. Изменение было названо улучшенной (tweaked) версией и касалось обоих алгоритмов SHAvite-3256 и SHAvite-3512[2]. После этого последовало исправление ошибки в реализации раундовой функции AES и улучшена криптостойкость SHAvite-3512 путём увеличения количества раундов с 14 до 16[6]. Функция дошла до второго раунда конкурса криптографических функций, но до финала не была допущена за недостаточную защищённость инициализации S-блоков, лежащих в основе блочного шифра, что приводило к относительно низкому уровню безопасности 512-разрядной версии[7][8][9]. В то же время, хеш-функция имела относительно низкие показатели пропускной способности[10].

В своей основе SHAvite-3 использует раунд AES[1]. Раунд определяет операции над 128 битным числом . Данные 128 бит разбиваются на 16 блоков по 8 бит, после чего блоки записываются в виде матрицы размера 4×4. Каждый элемент матрицы представляет значение в поле GF(28). Раунд состоит из последовательного применения операций SubBytes (), ShiftRows (), MixColumns () и сложения по модулю 2 с раундовым ключом .