SM-65 Atlas


Конвэр SM-65 «Атлас» (англ. Convair SM-65 Atlas, буквально «Атлант» и в честь родительской для разработчика компании — Atlas Corporation) — первая действующая межконтинентальная баллистическая ракета, разработанная и принятая на вооружение в США. Разрабатывалась в рамках программы MX-1953 с 1951 года. Составляла основу ядерного арсенала ВВС США в 1959—1964 годах, но затем была быстро снята с вооружения в связи с появлением более совершенной ракеты «Минитмэн». Послужила основой для создания семейства космических ракет-носителей Атлас, эксплуатирующегося с 1959 до сегодняшних дней.

История разработки МБР «Атлас» прослеживается до дней окончания Второй мировой войны, когда изучение германских ракетных технологий и трофейных образцов ракет, вывезенных в США, стимулировали бурный рост количества американских ракетных проектов[2]. Так, на момент окончания войны в 1945 году различными видами и родами войск велись работы по 19 проектам управляемых и неуправляемых ракет, в январе их количество возросло до 21 проекта и, несмотря на закрытие целого ряда устаревших проектов, продолжало увеличиваться, достигнув кульминации к середине 1946 года — 47 проектов ракетного оружия. Этому способствовало и то, что армейская авиация США, стремясь к ведомственной независимости[3] и видя перспективу оружия дальнего действия, старалась «застолбить» новую роль за собой[4].

Исследование «трофейных» документов и информация от интернированных в рамках операции «Пейперклип» немецких ракетчиков открыли для США планы Третьего Рейха по проекту «Америка» — созданию сверхдальних ракет A9/A10, способных из Европы достичь территории Северной Америки. Многие в военных кругах США считали, что создать такое оружие невозможно, однако это требовало научного подтверждения[5]. В октябре 1945 года ВВС Армии США запросили предложения по возможным конструкциям таких дальнобойных ракет, а 10 января 1946 года инженеры Consolidated-Vultee во главе с бельгийцем Карлом Боссартом[англ.] представили свои предложения по двум ракетам дальностью около 10 тыс. км. Одна из них была дозвуковой крылатой ракетой с реактивным двигателем, а вторая — сверхзвуковой баллистической ракетой с ракетным двигателем, работающем на жидком ракетном топливе. В проекте баллистической ракеты предлагалось реализовать следующие новаторские для того времени идеи:

19 апреля 1946 года фирма Consolidated-Vultee (будущая Convair) получила от армейских ВВС контракт стоимостью 1,893 млн долларов США на изготовление и испытания 10 ракет для проверки предложенных инновационных идей. Проект получил обозначение MX-774. Цель, поставленная проектом, - создать ракету размерности «Фау-2» с вдвое меньшим пассивным (сухим) весом конструкции при том же объёме топлива на борту и добиться при этом двукратного роста дальности полёта.