Safran


Safran SA — французская компания, производитель комплектующих для авиации. Образовалась в 2005 году в результате слияния производителя авиационных и ракетных двигателей и аэрокосмических компонентов Snecma и производителя электроники SAGEM. В 2018 году Safran взяла под контроль авиакосмическую компанию Zodiac Aerospace. Штаб-квартира находится в Париже.

Совместное предприятие Safran и GE Aviation CFM International по состоянию на 2020 год было крупнейшим производителем авиадвигателей для гражданской авиации с долей на мировом рынке 39 %[3]. В списке крупнейших публичных компаний мира Forbes Global 2000 за 2022 год Safran заняла 697-е место[4]. По объёму продаж продукции военного назначения (на которую приходится 28 % выручки) компания в 2021 году занимала 26-е место в мире[5].

Старейшим предшественником компании является основанная в 1905 году Société des Moteurs Gnôme, в 1915 году она объединилась с Société des Moteurs Le Rhône, образовав компанию Gnôme & Rhône. В 1921 году компания приобрела лицензию на выпуск во Франции двигателя Bristol Jupiter. В 1928 году начался выпуск авиадвигателей собственной разработки, наиболее успешным был 14K, его производство лицензировалось в другие страны, включая СССР. После оккупации Франции во время Второй мировой войны Gnôme & Rhône стала дочерней компанией BMW. После окончания войны в мае 1945 года предприятия компании были национализированы и на их основе создана Société nationale d'étude et de construction de moteurs d’aviation (SNECMA, «Государственная компания по разработке и производству авиационных двигателей»). Первой значимой разработкой компании стал реактивный двигатель Snecma Atar[en], испытания которого начались в 1948 году. Он применялся в ряде французских истребителей, а также экспортировался[6][7].

В 1968 году была поглощена испано-швейцарская компания Hispano-Suiza, которая включала в себя автомобилестроительную компанию Bugatti, производителя авиационных шасси Messier и производителя двигателей Berthiez; все эти компании были на грани банкротства. В 1971 году началось сотрудничество с General Electric, вылившееся в 1974 году в совместное предприятие CFM International. В 1984 году был поглощён производитель ракет-носителей Société Européenne de Propulsion. В 1994 году производство шасси было расширено покупкой британской компании Dowty. В 2000 году была куплена компания Turbomeca, производитель двигателей для вертолётов и военных самолётов. К 2000 году оборот SNECMA достиг 5,65 млрд евро, более половины приносил экспорт авиационных двигателей[6]. В 2002 году была поглощена компания Hurel-Dubois, производитель мотогондол.