Studium generale


Studium generale («дом общего обучения») — разновидность средневековых учебных заведений. Статус studium generale могли иметь как университеты, так и школы монашеских орденов, прежде всего францисканцев и доминиканцев.

Одновременно с появлением первых университетов началось формирование францисканской и доминиканской систем обучения. Вопрос о взаимосвязи между ними является спорным. До 1970-х годов преобладала тенденция считать францисканскую модель копией доминиканской, и обе их рассматривать как разновидности «мендикантного образования». Публикация большого количества францисканских регламентов выявили независимость формирования их учебных заведений[1]. К 1250 году францисканские «учебные дома» существовали в Болонье (с 1220/1223), Париже (ок. 1224), Тулузе (ок. 1225/1227), Оксфорде (между 1224 и 1229), Магдебурге (с 1228), Кёльне (между ок. 1230 и 1248), Кембридже (после 1240) и Неаполе (в 1240-х годах). Возможно, этот список включал и другие города, но для них свидетельства менее надёжны[2].

На раннем этапе возникновения средневековых университетах их чаще называли Studium generale, нежели Universitas. Точного определения понятия источники не приводят, но его основной смысл подразумевал в большей степени место, где принимают учащихся из различных провинций. Широкое распространение термин получил в начале XIII века, приобретя дополнительные характеристические особенности: Studium generale могло называться высшее учебное заведение, то есть такое, в котором преподавали богословие, юриспруденцию или медицину, а также наличие достаточного числа магистров соответствующих наук. Тем не менее, межрегиональный характер учебного заведения был определяющим для Studium generale. Частым, но не непременным условием было наличие права licentia ubique docendi[en][3]. С другой стороны, не существовало правового регулирования в данном вопросе, и обозначение той или иной школы данным способом было скорее, делом обычая. Помимо Парижского и Болонского университетов, в XIII веке статус Studium generale имело большое число школ в Европе, но со второй половины столетия первоначальная свобода их основания была существенно ограничена[4].