Sturzkampfgeschwader 2


2-я эскадра непосредственной поддержки войск «Иммельман» (сокращённо SG2 «Иммельман») (нем. Schlachtgeschwader 2 «Immelmann») — эскадра штурмовой авиации люфтваффе. Известна тем, что в её рядах летал, а позднее командовал немецкий ас Ганс-Ульрих Рудель. Соединение является абсолютным лидером по числу награждений Рыцарским крестом[1].

1 мая 1939 года из нескольких отдельных эскадрилий пикирующих бомбардировщиков была организована 2-я эскадра пикирующих бомбардировщиков «Иммельман», сокращённо StG2 «Иммельман» (нем. Sturzkampfgeschwader 2 «Immelmann»), названная в честь в аса Первой мировой войны Макса Иммельмана. На вооружении эскадры находились пикирующие бомбардировщики Junkers Ju 87 «Штука», составляющие основу штурмовой авиации нацистской Германии[2].

Самолёты эскадры оказывали непосредственную поддержку сухопутным войскам в ходе вторжения в Польшу и во Францию и внесли большой вклад в их, успешный для вермахта, исход. Лётчику эскадры Франку Нойберту удалось первым в войне сбить вражеский самолёт. Во время воздушного наступления на Англию пикирующие бомбардировщики StG2 понесли большие потери из-за противодействия истребителей Королевских ВВС. Переброшенные на Средиземноморский театр военных действий пилоты эскадры отличились в ходе Битвы за Крит, операций против кораблей британского Средиземноморского флота и поддержке действий Немецкого Африканского корпуса[3].

Накануне нападения на СССР, основные силы эскадры были переброшены на Восточный фронт[сн 1]. Юнкерсы StG2 участвовали в операциях по окружению основных сил советского Западного фронта, затем были переброшены в район Ленинграда. Осенью 1941 года, штурмовики эскадры провели серию успешных налётов на корабли Балтийского флота, в результате которых несколько крупных кораблей получили тяжёлые повреждения[4]. В течение 1942 года подразделения эскадры перебрасывались на различные участки советско—германского фронта, принимая участие в стратегических операциях вермахта — Битве за Москву, Крымском наступлении, наступлении на Кавказ и Сталинградской битве. В ходе этих боевых действий выяснилось, что пикирующие бомбардировщики Ju 87 морально устарели и уже не отвечают требованиям, предъявляемым к штурмовой авиации. Также значительно выросли потери среди личного состава — в течение полугода эскадра потеряла около 100 экипажей, при этом погибло 2 командира групп и 6 командиров эскадрилий[5].