The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars


The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars (с англ. — «Взлёт и падение Зигги Стардаста и Пауков с Марса»[10]; часто сокращается до Ziggy Stardust[11]) — пятый альбом британского рок-музыканта Дэвида Боуи, изданный 16 июня 1972 года на лейбле RCA Records. Пластинка была спродюсирована Боуи при поддержке Кена Скотта и записана вместе с аккомпанирующей группой The Spiders from Mars, состоящей из Мика Ронсона, Тревора Болдера и Мика Вудманси. Большинство песен были сочинены примерно в то же время, что и материал для предыдущего релиза музыканта — Hunky Dory (1971). Первые сессии Ziggy Stardust начались в ноябре 1971 года, по завершении работы над предшественником. Работа продолжилась в лондонской студии Trident в начале февраля 1972-го.

Ziggy Stardust, охарактеризованный критиками как концептуальный альбом и рок-опера, рассказывает историю одноимённого альтер-эго автора — вымышленной андрогинной и бисексуальной рок-звезды — который прилетает на Землю в качестве спасителя перед надвигающейся экологической катастрофой. Зигги завоевывает сердца фанатов, но в итоге попадает к ним в опалу, поддавшись гордыне. Персонаж представляет собой коллективный образ из нескольких музыкантов, в том числе Винса Тейлора и Игги Попа. Большая часть концепции пластинки была разработана уже после того, как состоялась запись материала. В музыкальном плане преобладающие на пластинке глэм-рок и протопанк вдохновлены творчеством таких артистов как The Velvet Underground, T. Rex и The Stooges. В текстах песен затрагиваются вопросы фальшивости рок-музыки, различные политические аспекты, а также проблемы, связанные с употреблением наркотиков, темы гендерного самоопределения и бремени славы. Знаменитая обложка альбома, сфотографированная в монохромном режиме и перекрашенная вручную, была сделана в Лондоне возле ателье по пошиву меховой одежды «K. West».

Продвигаемый синглом «Starman» Ziggy Stardust занял 5-е место в Британии и 75-е в США. Альбом получил преимущественно положительные оценки от музыкальной прессы, бо́льшая часть критиков хвалила мелодичную составляющую и концепцию пластинки, однако некоторые не смогли понять основной посыл автора. Вскоре после релиза альбома (в начале июля 1972 года) Боуи был приглашён в британскую телепередачу Top of the Pops, где исполнил песню «Starman» — став знаменитым на всю страну[12]. Амплуа Зигги активно использовалось артистом в последующем турне, из-за чего у него начались проблемы с самоидентификацией. Чтобы не стать заложником одного образа, Боуи создал нового персонажа для своей следующей пластинки Aladdin Sane (1973), которого описал как «Зигги едет в Америку». Впоследствии гастрольные материалы были выпущены в виде одноимённого концертного фильма, а также альбомов Ziggy Stardust: The Motion Picture (1983) и Live Santa Monica ’72 (2008).