Tomb Raider (игра, 2013)


Tomb Raider (с англ. — «Расхитительница гробниц») — компьютерная игра в жанре приключенческого боевика от третьего лица с ролевыми элементами, вышедшая на PlayStation 3, Xbox 360 и PC 5 марта 2013 года[К 1]. Игра была разработана американской студией Crystal Dynamics совместно с канадской компанией Eidos Montreal и издана холдингом Square Enix. Официальным дистрибьютором и локализатором в России стала компания «1С-СофтКлаб»Перейти к разделу «#Слухи, анонс и выпуск». Впоследствии была портирована на PlayStation 4, Xbox One, macOS и Linux. Слоганом Tomb Raider служит фраза «Рождение легенды» (англ. A survivor is born)[14].

Проект, представляющий собой перезапуск серии Tomb Raider, повествует о молодой девушке-археологе Ларе Крофт, попавшей после кораблекрушения на таинственный остров. Основная концепция игры состоит в смене эмоционального образа протагонистки, которой необходимо сражаться в условиях дикой природыПерейти к разделу «#Концепция». Геймплей проекта строится на схватках с врагами, решении головоломок и изучении мира. К основным игровым новшествам относятся появление системы укрытий, побочных квестов и мультиплеераПерейти к разделу «#Игровой процесс». Большинство ключевых лиц, ответственных за написание сценария, создание музыкального сопровождения и озвучивание, держалось студией в секрете долгое времяПерейти к разделу «#Создатели». До релиза проекта разработчиками устраивались презентации в различных странах, в том числе в США, России, Испании, ЮАР, Франции, Германии и Великобритании.

По итогам многочисленных выставок Tomb Raider победила в номинациях на лучший экшен, лучший приключенческий боевик, лучший трейлер, стала лучшей игрой Electronic Entertainment Expo[15][16][17][18], в общей сложности собрав более 150 наград[19]. Большинство обозревателей сочли перезагрузку удачной, но отметили внутренний дисбаланс сюжета и игрового процесса. Похвалив высокую кинематографичность проекта, качественное художественное исполнение, а также боевую систему, рецензенты остались недовольны героями второго плана, многопользовательским режимом и нереализованной концепцией выживания. Сексуальное насилие вызвало резко негативную реакцию у западных критиковПерейти к разделу «#Насилие и полемика». Продажи проекта, первоначально оказавшиеся ниже ожидаемых, достигли запланированных 6 миллионов спустя почти год после релиза. Tomb Raider являлся основой для третьей экранизации серии, выпуск которой состоялся в 2018 годуПерейти к разделу «#Экранизация».


Закари Ливай участвовал в съёмках цикла документальных фильмов о Tomb Raider. Закари согласился вести проект под одним условием — он хотел попасть в игру в качестве камео. В конце концов он стал игровым персонажем мультиплеера[80]