UK Singles Chart


UK Singles Chart (в настоящее время имеет название Official Singles Chart) — официальный хит-парад синглов Великобритании, составляемый The Official Charts Company (OCC) от имени британской индустрии звукозаписи, в котором на основе продаж на физических носителях, платных загрузок и прослушиваний на потоковых сервисах отсортированы самые продаваемые в стране синглы. Составляется с 1952 года как аналог американского Billboard Hot 100. Существует и «братский» хит-парад альбомов — UK Albums Chart[1]. Известный российский музыкальный обозреватель Борис Барабанов назвал UK Singles Chart главным в Великобритании хит-парадом[2].

В отличие от США, за право публиковать хит-парад синглов по результатам продаж в Великобритании боролось несколько музыкальных изданий. Первый хит-парад опубликовал 14 ноября 1952 года журнал New Musical Express, однако довольно скоро его примеру последовали и конкуренты во главе с изданием Melody Maker. В 1960 году собственные хит-парады стал печатать еженедельник Record Retailer, преобразованный в Music Week в 1972 году.

Соперничество между хит-парадами приводило к неловким ситуациям, когда радио BBC Radio 1, традиционно первым оглашающее хит-парад на новую неделю, признавало победителем сразу два или три сингла. В феврале 1969 года BBC достигло соглашения с Record Retailer о том, что «официальный» хит-парад будет публиковаться именно в этом издании, а для подсчёта результатов продаж отныне будет привлекаться независимый аудитор.

После этого решения изменения в порядке составления и публикации хит-парадов на протяжении двух десятилетий были минимальны. Хит-парад традиционно состоял из 75 позиций (в настоящее время расширен до ста). Ежегодно публиковался справочник Guinness Book of British Hit Singles, содержащий подробную статистику по годам. Данные по пятидесятым годам приводятся по хит-параду New Musical Express, в дальнейшем предпочтение отдаётся хит-параду Record Retailers/Music Week.

В силу сравнительно небольших размеров британского музыкального рынка местный хит-парад более чутко, нежели американский, реагирует на текущие пиар-кампании и политические события. Для 1990-х годов характерна некоторая самоизоляция британского рынка от американского, о которой свидетельствует засилье на вершине местных подростковых команд вроде Take That и Westlife. Как правило, самая острая конкуренция между синглами разворачивается в предрождественскую неделю, когда продажи музыкальной продукции достигают своего пика.

В 2005—2007 годах после долгих дебатов была проведена модернизация британских хит-парадов, в которых отныне учитываются результаты онлайн-продаж, а также количество скачиваний через интернет. Следствием этой реформы было изменение облика хит-парадов: если раньше синглы, как правило, сразу дебютировали на первом месте, то сейчас проходит несколько недель, прежде чем они поступят в магазины на физическом носителе и продажи достигнут своего пика.