Universal Cargo Logistics Holding


Universal Cargo Logistics Holding (Universal Cargo Logistics Holding B.V.) — транспортный холдинг, осуществляющий транспортировку разных грузов железнодорожным и водным транспортом, перевалку в российских портах, логистические услуги[1]. Предприятия холдинга объединены в три группы по основным видам деятельности — железнодорожный UCL Rail, стивидорный UCL Port и судоходный VBTH[2]. Штаб-квартира холдинга располагается в городе Амстердам, Нидерланды. Владельцем транспортной группы выступает российский миллиардер Владимир Лисин, который находится на третьем месте рейтинга богатейших людей России по версии журнала Forbes[3], а в 2020 году был признан богатейшим россиянином[4]. По результатам 2020 года холдинг вошел в число 200 крупнейших частных российских компаний с общей выручкой в 154 млрд российский рублей.[5] В течение 2015-2018 годов вела длительные судебные тяжбы с Федеральной антимонопольной службой России, которая в начале оштрафовала дочку UCL «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» на 91,2 млн рублей за нарушение закона о конкуренции[6], но затем, под давлением, была вынуждена пойти на мировое соглашение[7].

Холдинг был зарегистрирован российским бизнесменом Владимиром Лисиным в городе Амстердам (Нидерланды) в 2007 году. В состав холдинга вошло более 40 российских компаний, в разной степени подконтрольных Лисину. Среди крупнейших — Первая грузовая компания (ПГК), Северо-Западное пароходство, Волжское пароходство, «В.Ф.Танкер», Морской порт Санкт-Петербург, Туапсинский морской торговый порт, Таганрогский морской торговый порт, грузовой терминал в порту Усть-Луга, компания «Водоходъ», судостроительное предприятие Окская судоверфь[8].

В ноябре 2011 года UCL Holding решила объединить свои портовые активы путем создания отдельной дочерней компании UCL Port с перспективой размещения акций на бирже. В компанию UCL Port B.V. по результатам сделки были переданы пакеты акций компаний Морской порт Санкт-Петербург, Контейнерный терминал Санкт-Петербург, Таганрогский морской торговый порт, SP Container Terminal Ltd. Затем в UCL Port также вошли Туапсинский морской торговый порт, компания Универсальный перегрузочный комплекс (город Усть-Луга). Активы, которые UCL решила объединить под UCL Port, имели суммарный грузооборот в 32 миллиона тонн. Объединение активов, по версии самого холдинга, было произведено в целях «укрепления позиций и усиления конкурентоспособности морских портов группы за счет перехода на перевалку более рентабельных и экологически безопасных грузов, создания предпосылок для вывода этого бизнеса на публичный рынок». UCLH сообщила о желании удвоить оборот портовой «дочки» к 2016 году, а также о намерении инвестировать в строительство угольного, контейнерного терминала и терминала по перевалке металлов в грузовом порту города Тамань[9].