Второй Константинопольский собор


Второй Константинопольский собор, Пятый Вселенский Собор — Вселенский Собор христианской церкви, проходивший с 5 мая по 2 июня 553 года в городе Константинополе, по инициативе императора Юстиниана I.

Осуждены персонально Ориген, Феодор Мопсуестийский, а также некоторые сочинения блаженного Феодорита Кирского и Ивы Эдесского, близкие к учению Нестория. Богородица признана Приснодевой[2].

Одним из важнейших вопросов внутренней политики Византийской империи V—VI веков было отношение к монофизитам. Во-первых, отношение к ним имело государственное значение и ставили вопрос в высшей степени важных для государства восточных провинциях: Египте и Сирии с Палестиной; во-вторых, на стороне монофизитов была супруга Юстиниана Феодора, имевшая сильное влияние на императора[3].

По совету Феодоры Юстиниан в отношении к монофизитам уже в начале своего правления ступил на путь примирения. Изгнанные при Юстине и в первые годы Юстиниана монофизитские епископы получили право вернуться из ссылки. Многие монофизиты были приглашены в столицу на религиозное примирительное совещание, в котором император принял участие. В одном из столичных дворцов были поселены пятьсот монофизитских монахов. В 535 году Севир, тогда глава всех монофизитов, прибыл в Константинополь и оставался там год. Таким образом, к этому времени столица империи приобрела черты, характерные для эпохи императора Анастасия. Константинопольским патриархом стал епископ Трапезундский Анфим, известный своей примирительной политикой в отношении к монофизитам[3].

Ситуация вызвала недовольство в Риме, и в Константинополь прибыл папа Агапит I, который совместно с ортодоксальной партией акимитов выразил такое резкое неприятие политики Анфима, что Юстиниан вынужден был уступить. Анфим был смещён, и на его место назначен убеждённый православный пресвитер Мина. Возможно, эта уступка императора папе была вызвана отчасти тем, что в это время началась остготская война в Италии, и Юстиниану было необходимо сочувствие католиков Запада[3].

Обращаясь к участникам собора, император Юстиниан говорил: «Просим вас рассмотреть, что нечестиво написано Феодоритом против правой веры и первого Ефесского св. Собора и против памяти св. Кирилла и против 12-ти его глав и что тот же Феодорит написал нечестиво в защиту Феодора и Нестория и их хулений против святой памяти Кирилла. Просим также сделать исследование и о нечестивом послании, которое написал Ива к персу Марию; в нем составитель его отрицает, что Бог-Слово сделался человеком и что святая славная Приснодева Мария есть Богородица»[2].