Автономия


Автоно́мия (др.-греч. αὐτονομία букв. «самозаконие» ← αὐτος + νόμος) — самостоятельность, способность или право субъекта действовать на основании установленных (сделанных, составленных им самим) принципов.

Изначально автономией в эпоху античности называлось право греческих полисов управляться собственными законами и считаться независимыми государствами, признанное в 397 году до н. э. так называемым Анталкидовым миром — между Персидским царём Артаксерксом II и спартанским военачальником Анталкидом — относительно всех городов европейской Греции. По этому договору греческие города в Малой Азии и на Кипре переходили под управление персидского царя, а полисы греческого архипелага признавали персидского монарха лишь третейским судьёй в своих спорах, в остальном руководствуясь собственным законодательством[1]. Позднее древние римляне, в ходе Македонских войн, сохраняли эти условия для присоединявшихся к Риму греческих полисов, но уже под контролем римской администрации — наместников. Впоследствии за автономиями римляне признавали и право чеканить свою монету, только без изображения главы государства — суверена[1]. В целом, автономия в Древнем Риме была суженным вариантом права на самоуправление, даровавшееся под названием «элефтерия» (от греч. «свобода»).

В философии автономия — принцип самостоятельности бытия, направляемого собственным разумом и совестью (Кант); способность личности как морального субъекта к самоопределению на основе собственного законодательства. Противоположна гетерономии субъекта — то есть принятию норм поведения «извне» — без обоснования их необходимости собственным мышлением.

Необходимость автономии была осознана ещё в греческой философии Демокритом и Сократом. Как всеобщий принцип поведения автономия провозглашена Лютером, выступавшим против авторитаризма римско-католической церкви. Проблема автономии была этически осмыслена Шефтсбери, Хатчесоном, а в теоретически последовательной форме Кантом (автономная этика).

Моральная автономия позволяет, сохраняя человеческое достоинство и добродетель, быть свободным от произвольности социальных установлений, диктата власти, моды, мнения других и не терять самообладания перед лицом жизненных трудностей и опасностей.

Парный термин автономии-гетерономии в психологии и детском психоанализе был введён Жаном Пиаже для разграничения между гетерономией детей и автономией взрослых. По механике действия он основан на контрасте между инфантильной зависимостью и несамостоятельностью детей с одной стороны, и видимой независимостью (или стремлением к независимости) взрослых. Одновременно Пиаже указал на теснейшую взаимосвязь и взаимоперетекание автономии и гетерономии. Например, невротическая зависимость (гетерономия) — указывает на болезненное состояние, при котором взрослый человек, который (по внутренней ренте) должен быть автономным, при этом чувствует себя — гетерономным, то есть зависимым.