Ангара (ледокол)


«Ангара»пароход-ледокол российского и советского флотов, в настоящее время корабль-музей, один из пяти дореволюционной постройки. Один из самых старых сохранившихся ледоколов в мире (наряду со шведским S/S «Bore[швед.]»[1] (1894) и финским «Tarmo»[2] (1907)).

«Ангара» была спущена на воду озера Байкал 25 июля 1900 года в селе Лиственичном, куда её доставили в разобранном виде из Ньюкасла (Великобритания), где ледокол был изготовлен на стапелях верфей «Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и Ко». Заказчиком судна выступал Комитет по постройке Сибирской железной дороги, который за два года до этого приобрёл у «Армстронга» паром-ледокол «Байкал». Оба судна предназначались для обеспечения Байкальской железнодорожной переправы, как временная мера до постройки путей вокруг озера. Ледокол «Ангара» предназначался для прокладки пути во льдах для парома «Байкал», который не мог безопасно для груза преодолевать льды толщиной свыше 70 см. До постройки Кругобайкальской железной дороги (КБЖД) в 1906 году связка «Ангара» — «Байкал» совершала регулярные рейсы через Байкал. После этого, из-за нехватки средств на содержание двух ледоколов, судно было поставлено на консервацию и десять лет находилось в бездействии.

В 1916 году ледокол вновь вышел в плаванье в связи с оживлением движения на КБЖД. После Октябрьской революции 1917 года пароход был национализирован и переоборудован для пассажирских перевозок. С началом Гражданской войны судно было вооружено двумя 6-дюймовыми орудиями и четырьмя пулемётами и стало совершать рейды по уничтожению чехословацких войск на побережье Байкала. Осенью 1918 года, в связи с переходом власти в руки белых, «Ангара» вернулась под управление Байкальской железнодорожной переправы и была разоружена.

6 января 1920 года, во время бегства белых, на борту «Ангары» произошло массовое убийство 31 заложника из тюрьмы города Иркутска. По распоряжению подполковника А. И. Сипайло и начальника гарнизона станции Байкал штабс-капитана Годлевского арестованных раздели до нижнего белья и по одному выводили на палубу. Казак Лукин сзади ударял пленного по голове деревянной колотушкой, служащей для околки льда. Оглушённую жертву сбрасывали за борт[3]. Убитые были сторонниками Политцентра, противостоявшего правительству Колчака. В их числе оказались видные эсеровские деятели Б. Д. Марков, П. Я. Михайлов, Н. П. Петров, Я. Ф. Терещенко, М. П. Храбров и Я. Я. Аунен. Среди погибших был отец историка А. П. Окладникова П. С. Окладников, служивший в Иркутске прапорщиком 56-го Сибирского стрелкового полка.

В мае, когда на Байкал вернулись красные, «Ангара» вошла в состав Байкальского отряда судов для борьбы с колчаковскими и каппелевскими отрядами. Ледокол входил в состав отряда до октября 1922 года.