Армагеддон


Армагеддо́н (др.-греч. Ἁρμαγεδών) — упоминаемое в «Апокалипсисе» место последней битвы сил добра с силами зла в конце времён.

В поздней христианской эсхатологической литературе, особенно у мистических групп протестантов, и в современном неомистицизме, Армагеддо́н — обозначение не только места, но и самой битвы; особое внимание Армагеддону уделяется в учениях Свидетелей Иеговы и в синкретическом оккультном учении «Живая этика»[1][2].

Став крылатым, слово получило несколько более общих значений вне контекста христианства: конец света; глобальная война, либо катастрофа, последствия которых равнозначны концу света; последняя, решающая схватка между силами Добра и Зла[3].

«Армагеддон» считается греческим производным от древнееврейского названия др.-евр.הַר מְגִדּוֹ‏‎ хар Мегиддо «гора Мегиддо», по названию древнего города Мегиддо (Мегиддон) у подножия хребта Кармель на севере Израиля. Идентификация точного места затруднена тем, что Мегиддо не стоял на сколь бы то ни было значительном холме, и хотя город и одноимённая долина не раз упоминаются в Еврейской Библии, упоминания «горы Мегиддо» отсутствуют. Возможно, «Армагеддон» следует рассматривать как указание на гору Кармель[4].

Благодаря своему стратегическому положению город Мегиддо (также: Мегиддон), контролирующий проход по Морскому пути, и прилежащая долина Изреель (иногда называемая «равнина Мегиддо»), на протяжении более чем 3 тысяч лет стали свидетелями многих исторических сражений. Эта местность известна по Библии как место многих кровавых битв и умерщвления царя Иосии[5]. Здесь на «водах Мегиддо» израильтяне под предводительством Деворы и Варака разгромили войско ханаанского военачальника Сисары (Суд. 4:14—16, Суд. 5:19—21).

Историк Эрик Клайн[en] отмечает, что многие из происходивших здесь битв были первыми или последними в своём роде. Именно здесь произошла первая документально зафиксированная битва, известная человечеству — в первой битве при Мегиддо египетский фараон Тутмос III разбил ханаанских царей в XV веке до нашей эры. Здесь состоялась первая зафиксированная в литературе ночная вылазка, когда всего 300 человек во главе с Гедеоном одержали победу над огромным войском мадианитян (Суд. 7:19—22). Монгольские войска, захватившие большую часть Азии в XIII веке, своё первое поражение потерпели именно в этой долине. На расположенной рядом горе Гелвуй нашёл свой конец царь Саул и его сын Ионафан, когда филистимляне разгромили израильское войско (1Цар. 31:1—7). На равнине Мегиддо был убит праведный царь Иосия после поражения в битве с войсками фараона Нехо II (4Цар. 23:29). Клайн пишет: «В течение столетий Мегиддо и долина Изреель служили центром военных действий, которые определяли ход истории», и предполагает, что с этим может быть связано указание Иоанном Богословом Мегиддо как места финальной битвы добра и зла.[6]