Архстояние


Архстоя́ние — крупнейший в Европе и России фестиваль ландшафтных арт-объектов (ленд-арта) в самом большом арт-парке Европы «Никола-Ленивец». Проводится ежегодно один (летний) или два (зимний и летний) фестиваля. Основан в 2006 году Николаем Полисским, который впоследствии от фестиваля дистанцировался.

Фестиваль проводится два раза в год с 2006 года. Название возникло благодаря близости площадки к реке Угра. Организаторы утверждают, что именно в районе проведения фестиваля происходило знаменитое Стояние на Угре. Старейший участник, организатор и идейный вдохновитель фестиваля — Николай Полисский. К каждому фестивалю специально приглашённые архитекторы создают арт-объекты из природных материалов: дерева, снега, сена, лозы и т. д. Некоторые объекты функциональны: плоты, качели, самый длинный в Европе батут длиной 50 метров и даже туалеты. Большинство объектов взаимодействуют со зрителем — в них можно зайти, залезть, на них можно прокатиться.

Объекты, возникшие благодаря «Архстоянию», стали частью ландшафта арт-парка Никола-Ленивца. С 2006 года здесь был создан 101 арт-объект, участие в фестивале приняло более 150 авторов, среди которых Франсуа Рош[англ.] (Франция), Николай Полисский, Александр Бродский, Адриан Гейзе и бюро West 8[англ.] (Нидерланды), АБ Manipulazione Internazionale, Юрий Григорян, бюро Борис Бернаскони[англ.] и другие. Сейчас на территории Никола-Ленивца 27 объектов, включая внефестивальные объекты Николая Полисского. Часть объектов переехали на другие территории.

Фестиваль проводится в Калужской области на территории Парка «Никола-Ленивец», который расположен между деревнями Звизжи, Никола-Ленивец и Кольцово.

Разнообразные фестивали и выставки актуального искусства на открытом воздухе всегда проходили с большим успехом, будь то ныне прекратившая своё существование «АртКлязьма», на память от которой бывшему пансионату на Клязьминском водохранилище остались экстравагантные объекты садово-паркового искусства, или стартовавшее в прошлом году «АртПоле» на Рублёвском шоссе. Но «АрхСтояние», пожалуй что, является некоей новой ступенью эволюции этого жанра. Запанибратская, с кострами, песнями и футболом, русская «любовь к природе» сменилась какой-то почти японской почтительной нежностью.

Объекты «АрхСтояния» задуманы как временные, но в них нет ни случайной эфемерности остатков пикника, который надо убирать сразу по окончании фестиваля, ни той товарной самодостаточности, которая позволяет вынуть их из пейзажа, как с витрины, и перенести в любое другое место (как это, скажем, предполагают экспонаты «АртПоля»). Произведения участников фестиваля не кокетничают своей инородностью пейзажу и не стремятся подчинить его себе, но просто разделяют его бытие.