Брагино (Ярославль)


Бра́гино — жилой район в составе Северного жилого района Ярославля, самый густонаселённый жилой район города. Состоит из одиннадцати номерных микрорайонов с многоэтажной застройкой и двух посёлков с частной застройкой — Старое Брагино и 2-е Брагино.

Брагино — антропоним, образованный от прозвища Брага[1]. Прозвище Брага восходит к существительному «брага». В. И. Даль в «Толковом словаре» дает следующее определение браги: «домашнее, крестьянское, корчажное пиво; хлебный напиток, иногда более похожий на квас». Также так называют любителя хмельного напитка или человека, занимающегося изготовлением и продажей браги. Кроме того, прозвище «Брага» было распространено среди жителей средневековой Руси[1].

Изначально Брагино — небольшое старинное сельцо в 19 верстах от Ярославля, со 2-й половины XIX века ставшее деревней. В 1944 году включено в городскую черту[1] . Несмотря на многочисленные планы по её сносу, деревня сохранилась до сих пор, с конца 1970-х называясь Старое Брагино. В конце 1940-х рядом с ней начали строить рабочие посёлки Брагино-1 и Брагино-2 (позже переименованный во 2-е Брагино). В 1956 году было начато строительство отдельного жилого посёлка для работников предприятий Северного промышленного района. К 1963 году в Брагине было построено 53 одно-, двух- и четырехэтажных дома.

В 1963 году был принят новый генеральный план Ярославля, по которому жилищное строительство планировалось развивать, прежде всего в Брагине, в Северном районе города. На территории в 250 га предполагалось расселить 100—120 тысяч человек, намечалось построить 400—430 тысяч кв. метров жилья. 1961 год стал последним, когда ещё разрешалось индивидуальное строительство в Ярославле, поэтому генпланом 1963 года застройка Брагина предусматривалась только многоэтажками. Границами планирования нового района стали: с северо-востока — Тутаевское шоссе, с северо-запада — железнодорожная ветка от Козьмодемьянска (предполагалось строительство железнодорожного моста через Волгу), с юго-востока — ЛЭП через Волгу на Данилов, с юго-запада — железная дорога на Рыбинск. В связи с водоохранной зоной первого пояса городского водопровода, использование живописной прибрежной территории Волги для жилья или отдыха людей не предполагалось.


Сельцо Брагино и окрестности, 1858 год