Бренер, Александр Давидович


Алекса́ндр Дави́дович Бре́нер (1957, Алма-Ата) — художник, один из лидеров московского акционизма, писатель. Свою причастность к искусству не признает и считает себя политическим активистом[2]. Ряд работ выполнил в соавторстве с Барбарой Шурц[англ.].

Родился в Алма-Ате в семье профессора и преподавательницы литературы. Дружил с казахстанскими художниками Лидией Блиновой и Рустамом Хальфиным, которые оказали влияние на его мировоззрение, как художника и писателя[3].

В 1974—1978 годах учился в Казахском педагогическом институте имени Абая, окончил филологический факультет. С 1978 по 1980 год учился на филологическом факультете Ленинградского государственного педагогического института им. Герцена.

В 1989 году репатриировался в Израиль. В 19901992 годах работал ведущим критиком еженедельника «Бег времени», Тель-Авив, а также проводил уличные акции и перформансы. В 19921996 годах жил в Москве и действовал как поэт, художник, критик и теоретик, практик, например, в 1995 году в Елоховском соборе во время службы неожиданно выбежал к алтарю с криком: «Чечня! Чечня!»[4]. В том же году состоялось его эпатажное выступление на московском Bloomsday-95 в Доме писателей, о чём писала Виктория Шохина в статье «Эмпатия» («Независимая газета» от 07.10.1995)[5].

В 1997 году осуществил акцию в Стеделийк-музее: изобразил зелёной краской знак доллара на картине Казимира Малевича «Супрематизм». Бренер получил за этот акт вандализма по решению суда пять месяцев тюремного заключения плюс пять месяцев условно[6]. Картина впоследствии была успешно отреставрирована.

По мнению И. В. Кукулина, главный стержень творчества Бренера — «юродство как форма общественного морализма, крайней социальной критики», а в своих литературных произведениях он «соединил исповедальную интонацию человека с содранной кожей — идущую от Розанова через раннюю прозу Лимонова — с требованием от искусства „прямого действия“, бунта против косного, изо дня в день повторяющегося порядка жизни»[7].